Партитура

12.01.2011 в 15:05.

Пьесы для рояля или аккордеона записывают на двух строчках: одна для правой руки, другая для левой. Произведения для голоса или какого-нибудь инструмента с фортепиано пишутся на трех строчках: верхняя для голоса, скрипки, виолончели и т. д., две нижние - для рояля.

Но вот музыку исполняет струнный квартет, оркестр или даже еще больший коллектив: оркестр, хор и несколько солистов. Как быть в таком случае? Нельзя же писать отдельные строчки для каждого исполнителя.

Нельзя, да и не нужно. Ведь в каждом оркестре много одинаковых инструментов, например, скрипок или виолончелей, а в хоре - одинаковых голосов. Для них достаточно одной нотной строчки.

Если на нотных строчках написать одну под другой партии разных инструментов, получится то, что мы называем партитурой. На одной странице нотной бумаги в двадцать четыре - тридцать строк записывается все, что играют вместе инструменты, поет хор. Понятно, что поместиться на такой странице могут лишь несколько тактов.

В партитуре партии всех инструментов размещены в строгом порядке. Внизу - строчки для струнных инструментов, над ними помещается группа ударных, выше - медные духовые, еще выше - деревянные. Если в исполнении участвуют хор и солисты, то строчки с их партиями размещаются под ударными, выше струнных инструментов.

И внутри каждой группы места тоже строго распределены. Нижние строчки - для самых низких инструментов группы: контрабасов у струнных, фагота - у деревянных, тубы - у медных. Чем выше строка, тем выше «голос» инструмента.

Л. В. Михеева


Будьте так любезны и любознательны и прочитайте сначала, что такое партия.

А теперь подумайте, как можно записать многоголосную музыку, чтобы дирижеру было видно все сразу: кто какую партию играет и как это все вместе звучит:

— Как школьный журнал.

— Как сводное железнодорожное расписание.

— Как календарь.

— Как обычный двухмерный график.

Все верно, действительно в партитуре действует принцип двухмерного графика. Партии пишутся одна под другой, образуя горизонтальное измерение. Слева у строчек указано, какие инструменты их играют. Вертикаль же организуется ритмом, тактами. Ноты, звучащие одновременно, записываются строго на одной вертикали. Таким образом, в партитуре музыка видна как на ладони. Какой инструмент (или голос), когда и что исполняет. И на шахматную запись похоже. Там тоже вертикальные и горизонтальные координаты.

— Первый фагот, у вас в шестом такте не ля, а ля-бемоль, — говорит дирижер, услышав фальшивую ноту в аккорде.

Все такты в партитуре и в партиях, конечно, не нумеруют — каторжная работа. Да и паузы бывают длительные. Но для того, чтобы дирижер и оркестранты или артисты хора могли быстро найти в произведении нужное место, в партитуре ставят цифры, обведенные в квадратики, на границах небольших разделов.

— Пожалуйста, еще раз от цифры [58] и до конца, — командует дирижер на репетиции оркестра.

Поняв, что такое партитура, вы сможете оценить, каково читать партитуру, то есть глядя одновременно на множество строк (их может быть и три, и тридцать, и более), и играть все это двумя руками на рояле. Редкие музыканты (лишь высочайшего класса), обычно дирижеры, композиторы, музыковеды, делают это хорошо. В консерваториях даже есть учебный предмет: чтение партитур. Есть и гениальные люди, которые могут читать партитуру, ставя ноты «вверх ногами»…

Хотя после этой информации вы уже ничему не удивляетесь, добавлю еще кое-что. Есть целый ряд духовых инструментов, так называемых транспонирующих. Так уж сложилось (это старая нелепица, ставшая традицией), что их музыка записывается не теми нотами, которые реально звучат, а на какой-либо определенный интервал выше или ниже. Например, для трубы в строе си-бемоль все пишется на тон выше. Следовательно, если исполнять эту музыку на фортепиано, нужно играть на тон ниже, то есть транспонировать или переводить. Валторны, как правило, записываются на квинту выше. Кларнеты есть всякие: на терцию выше, на терцию ниже, на секунду выше и т. д. Поэтому в партитуре, кроме того, что во всех строчках написаны разные ноты, которые необходимо собирать в аккорды, часть из них нужно играть с соответствующими каждому инструменту поправками.

Я думаю, что теперь, зная о партитуре все, вы будете относиться с уважением к дирижерам и композиторам. А ведь многие дирижеры знают партитуры наизусть! И есть люди, которые, слушая музыку, представляют ее в виде партитуры и даже могут записать!

Партитуры бывают большие, которые вы видите на пульте дирижера, и маленькие, как книги. Они называются карманными. А нотная бумага, где строчки мелкие и их больше, чем в обычной нотной тетради, так и называется партитурной.

М. Г. Рыцарева

Главы из книг

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова