Опера Руджеро Леонкавалло «Паяцы»
12.01.2011 в 11:26.Опера в двух действиях Руджеро Леонкавалло на либретто (по-итальянски) композитора.
Первая постановка: Милан, театр «Даль-Верме», 21 мая 1892 года.
Действующие лица: Недда, она же Коломбина (сопрано), Канио, он же Паяц (тенор), Тонио, он же Таддео (баритон), Беппо, он же Арлекин (тенор), Сильвио (баритон), крестьяне и крестьянки.
Действие происходит между 1865 и 1870 годами.
При опущенном занавесе Тонио в костюме Таддео, персонажа комедии, которая будет разыграна во втором действии, предстаёт перед публикой, объявляя, что автор решил воскресить старый обычай комедии масок. Но теперь его вдохновляет настоящая жизнь, и поэтому публика должна обратить внимание не на внешний вид персонажей, но на их душу, ибо они — люди из плоти и крови.
Действие первое
На площади калабрийского села — ярмарочный балаган. Слышатся звуки трубы и барабана, смех, крики: толпа приветствует труппу бродячих артистов («Son qua! Ritornano»; «Вон там! Идут уже!»). Канио объявляет о предстоящем скоро спектакле. Он ревнует свою жену Недду к актёру Тонио, та встревожена поведением мужа, но красота природы, неба, голоса птиц отвлекают её («Stridono lassu»; «В лазурной вышине»). Горбун Тонио признаётся Недде в любви («So ben che difforme»; «О да, я ведь знаю»); Недда отталкивает его. Появляется крестьянин Сильвио, возлюбленный Недды, и предлагает ей бежать. Они нежно объясняются друг другу в любви («E allor perche, di’, tu m’hai stregato»; «О, для чего тобой я околдован?»). Тонио подсматривает за ними. Он приводит Канио на место свидания. Сильвио успевает уйти. Канио набрасывается на жену с требованием открыть имя её возлюбленного. Но Беппо просит его успокоится: пора начинать представление. Канио, оставшись один, готовится к шутовской роли паяца («Recitar!.. mentre preso dal delirio»; «Играть! Когда точно в бреду я»).
Действие второе
Собирается народ, в том числе Сильвио. Недда в роли Коломбины ожидает Арлекина (Беппо), поющего за кулисами серенаду («O Colombina, il tenero fido Arlecchin»; «О Коломбина, верный, нежный Арлекин»). Слуга Таддео (Тонио) объявляет Коломбине о своей любви, но та смеётся над ним. Арлекин и Коломбина ужинают. Внезапно появляется муж Коломбины Паяц и слышит те же слова, которые жена говорила, когда прощалась с Сильвио. Канио-Паяц больше не владеет собой («No, pagliaccio non son»; «Нет! Я не паяц»). Он кричит, требуя у жены имя подлинного любовника. Недда отказывается говорить, и Канио ударом ножа убивает её. Сильвио бросается на сцену, чтобы спасти Недду, но Канио убивает и его. «Комедия окончена», — обявляет Тонио.
Г. Маркези (в переводе Е. Гречаной)
История оперы «Паяцы», созданной Руджеро Леонкавалло, начинается задолго до 1888 года, когда итальянский музыкальный издатель Эдуардо Сондзоньо объявил конкурс одноактных опер — она берет начало в детстве композитора. В калабрийской деревне, где находилось имение отца будущего создателя оперы, развернулись событие, к которым семья Леонкавалло имела двойное отношение. У слуги, работавшего в их доме, завязался роман с актрисой из бродячей труппы — но молодая женщина была замужем, и супруг ее был очень ревнив. Узнав о неверности жены, он пришел в такую ярость, что зарезал и изменницу (правда, не во время спектакля, а по окончании его), и ее любовника.
Отец Леонкавалло, будучи окружным судьей, занимался этим делом. Преступник заявил на суде, что не раскаивается в содеянном, и если бы можно было повернуть время вспять, сделал бы это снова. Актер был приговорен к 21 году лишения свободы… Казалось бы, такому сюжету место в криминальной хронике, а не в опере… но такова была самая суть художественного направления, в русле которого создавалась опера «Паяцы» — и для которого стала подлинной вершиной в области.
Направление это вошло в историю музыки под названием «веризм» — от итальянского слова vero (истинный, правдивый). У истоков его стояли итальянские писатели — Джованни Верга, Джованни Чамполи, Луиджи Капуана — которые хотели видеть в литературе «социальную летопись». Они считали, что писатель не должен отворачиваться от уродливых сторон жизни — как врач не отворачивается от больного потому, что его болезнь неприятна. Подобно веристам-писателям, композиторы заимствовали сюжеты из жизни простых людей, воспроизводя их без всякой романтизации, живописуя — иной раз и неприглядно — правду жизни.
Сюжет, избранный композитором, подходил для этого как нельзя лучше — противопоставление незамысловатой комедии и жестокой реальности. За оркестровым вступлением, представляющим все основные темы оперы — паяцев, любви, ревности — следует Пролог, вложенный в уста, пожалуй, самого несчастного из персонажей оперы «Паяцы» — Тонио. Он говорит о том, что «автор стремился изобразить саму жизнь и вдохновлялся правдой» и напоминает зрителям, что актерам свойственный те же чувства, что и всем людям, что страдания их подлинны. По иронии судьбы, после этого пролога публика обычно отвлекается от трагедийного содержания и разражается аплодисментам, восторгаясь верхним соль, на котором заканчивается Пролог.
Такое противопоставление «театральности и реальности» составляет основной конфликт произведения: выражающие подлинные чувства страстные, «взлетающие» мелодии, омраченные диссонансами, противопоставляются разыгранной бродячими артистами комедии, копирующей салонные манеры. Высшей точкой человеческого страдания становится самый знаменитый фрагмент оперы — ария Канио с ее знаменитой фразой: «Смейся, паяц, над разбитой любовью».
Оперу, которая первоначально называлась «Паяц», Леонкавалло создавал для конкурса, организованного Э. Сондзоньо. Победителем стал другой композитор — Пьетро Масканьи с его оперой «Сельская честь» — опера же Руджеро Леонкавалло вообще не была допущена к участию: вопреки условиям конкурса, он написал не один акт, а два. Впрочем, на судьбе произведения это никак не отразилось.
Мировая премьера состоялась 21 мая 1892 года в Милане, дирижировал ею Артуро Тосканини Тогда же было изменено название оперы — с легкой руки Виктора Мореля, исполнявшего партию Тонио: певец не желала петь в опере, название которой не подразумевает его персонажа, вот так и возникло наименование «Паяцы» (впрочем, в Германии оперу до сих пор исполняют под названием «Der Bajazzo» — в единственном числе. Успех сопутствовал и миланской постановке, и последующим премьерам в Англии, США и России. Опера «Паяцы» прочно заняла место в репертуаре театров, став самым известным произведением Леонкавалло.
Публикации
- «CavPag» от Дамиано Микьелетто в Большом театре «Лисеу» (belcanto.ru) (12.01.2020 в 12:52)
- Бакинские страсти по «Паяцам» (belcanto.ru) (04.05.2016 в 21:00)
- Счастливые вечера в Метрополитен-опере — 2 (operanews.ru) (24.02.2016 в 23:19)
- Королевская опера. «Сельская честь» и «Паяцы» (operanews.ru) (14.12.2015 в 21:50)
- Итоги Зальцбургского Пасхального фестиваля-2015 (belcanto.ru) (14.05.2015 в 18:09)
- Пасхальные дебюты Зальцбурга (operanews.ru) (20.04.2015 в 20:47)
- Ирина Крикунова и «Паяцы» в Белорусской филармонии (operanews.ru) (23.03.2015 в 21:35)
- В столице Беларуси состоялся Пятый Рождественский оперный форум (belcanto.ru) (09.01.2015 в 15:38)
- Семь оперных вечеров в Минске (operanews.ru) (05.01.2015 в 21:48)
- Театр для театра (belcanto.ru) (30.10.2014 в 16:52)
- О новом сезоне трансляций из «Метрополитен» (belcanto.ru) (06.09.2014 в 17:56)
- «СavPag» как эксклюзив «Новой Оперы» (belcanto.ru) (12.10.2013 в 14:33)
- Концертные версии «Сельской чести» и «Паяцев» в Новой опере (operanews.ru) (22.09.2013 в 17:29)
- Опера на операционном столе (operanews.ru) (22.09.2013 в 17:25)
- «Сельская честь» и «Паяцы» в Опере Льежа (belcanto.ru) (04.12.2012 в 14:04)
- «Паяцы» в театре «Филармонико» в Вероне (operanews.ru) (12.02.2012 в 17:35)
- «Паяцы» из «Сан-Карло» в Санкт-Петербурге (operanews.ru) (22.10.2011 в 18:39)
- «Паяцев» из Петербурга показали на «Золотой маске» (operanews.ru) (17.04.2011 в 16:30)
- Дзеффирелли привез «Паяцев» в Москву (belcanto.ru) (03.10.2007 в 13:12)
- Фестивальное лето 2006: Arena di Verona (belcanto.ru) (18.08.2006 в 12:05)
- «Паяцы» в Мариинке (belcanto.ru) (13.04.2006 в 12:52)