Опера Руджеро Леонкавалло «Паяцы»

12.01.2011 в 11:26.
Опера Руджеро Леонкавалло «Паяцы»

Опера в двух действиях Руджеро Леонкавалло на либретто (по-итальянски) композитора.
Первая постановка: Милан, театр «Даль-Верме», 21 мая 1892 года.

Действующие лица: Недда, она же Коломбина (сопрано), Канио, он же Паяц (тенор), Тонио, он же Таддео (баритон), Беппо, он же Арлекин (тенор), Сильвио (баритон), крестьяне и крестьянки.

Действие происходит между 1865 и 1870 годами.

При опущенном занавесе Тонио в костюме Таддео, персонажа комедии, которая будет разыграна во втором действии, предстаёт перед публикой, объявляя, что автор решил воскресить старый обычай комедии масок. Но теперь его вдохновляет настоящая жизнь, и поэтому публика должна обратить внимание не на внешний вид персонажей, но на их душу, ибо они — люди из плоти и крови.

Действие первое

На площади калабрийского села — ярмарочный балаган. Слышатся звуки трубы и барабана, смех, крики: толпа приветствует труппу бродячих артистов («Son qua! Ritornano»; «Вон там! Идут уже!»). Канио объявляет о предстоящем скоро спектакле. Он ревнует свою жену Недду к актёру Тонио, та встревожена поведением мужа, но красота природы, неба, голоса птиц отвлекают её («Stridono lassu»; «В лазурной вышине»). Горбун Тонио признаётся Недде в любви («So ben che difforme»; «О да, я ведь знаю»); Недда отталкивает его. Появляется крестьянин Сильвио, возлюбленный Недды, и предлагает ей бежать. Они нежно объясняются друг другу в любви («E allor perche, di’, tu m’hai stregato»; «О, для чего тобой я околдован?»). Тонио подсматривает за ними. Он приводит Канио на место свидания. Сильвио успевает уйти. Канио набрасывается на жену с требованием открыть имя её возлюбленного. Но Беппо просит его успокоится: пора начинать представление. Канио, оставшись один, готовится к шутовской роли паяца («Recitar!.. mentre preso dal delirio»; «Играть! Когда точно в бреду я»).

Действие второе

Собирается народ, в том числе Сильвио. Недда в роли Коломбины ожидает Арлекина (Беппо), поющего за кулисами серенаду («O Colombina, il tenero fido Arlecchin»; «О Коломбина, верный, нежный Арлекин»). Слуга Таддео (Тонио) объявляет Коломбине о своей любви, но та смеётся над ним. Арлекин и Коломбина ужинают. Внезапно появляется муж Коломбины Паяц и слышит те же слова, которые жена говорила, когда прощалась с Сильвио. Канио-Паяц больше не владеет собой («No, pagliaccio non son»; «Нет! Я не паяц»). Он кричит, требуя у жены имя подлинного любовника. Недда отказывается говорить, и Канио ударом ножа убивает её. Сильвио бросается на сцену, чтобы спасти Недду, но Канио убивает и его. «Комедия окончена», — обявляет Тонио.

Г. Маркези (в переводе Е. Гречаной)


История оперы «Паяцы», созданной Руджеро Леонкавалло, начинается задолго до 1888 года, когда итальянский музыкальный издатель Эдуардо Сондзоньо объявил конкурс одноактных опер — она берет начало в детстве композитора. В калабрийской деревне, где находилось имение отца будущего создателя оперы, развернулись событие, к которым семья Леонкавалло имела двойное отношение. У слуги, работавшего в их доме, завязался роман с актрисой из бродячей труппы — но молодая женщина была замужем, и супруг ее был очень ревнив. Узнав о неверности жены, он пришел в такую ярость, что зарезал и изменницу (правда, не во время спектакля, а по окончании его), и ее любовника.

Отец Леонкавалло, будучи окружным судьей, занимался этим делом. Преступник заявил на суде, что не раскаивается в содеянном, и если бы можно было повернуть время вспять, сделал бы это снова. Актер был приговорен к 21 году лишения свободы… Казалось бы, такому сюжету место в криминальной хронике, а не в опере… но такова была самая суть художественного направления, в русле которого создавалась опера «Паяцы» — и для которого стала подлинной вершиной в области.

Направление это вошло в историю музыки под названием «веризм» — от итальянского слова vero (истинный, правдивый). У истоков его стояли итальянские писатели — Джованни Верга, Джованни Чамполи, Луиджи Капуана — которые хотели видеть в литературе «социальную летопись». Они считали, что писатель не должен отворачиваться от уродливых сторон жизни — как врач не отворачивается от больного потому, что его болезнь неприятна. Подобно веристам-писателям, композиторы заимствовали сюжеты из жизни простых людей, воспроизводя их без всякой романтизации, живописуя — иной раз и неприглядно — правду жизни.

Сюжет, избранный композитором, подходил для этого как нельзя лучше — противопоставление незамысловатой комедии и жестокой реальности. За оркестровым вступлением, представляющим все основные темы оперы — паяцев, любви, ревности — следует Пролог, вложенный в уста, пожалуй, самого несчастного из персонажей оперы «Паяцы» — Тонио. Он говорит о том, что «автор стремился изобразить саму жизнь и вдохновлялся правдой» и напоминает зрителям, что актерам свойственный те же чувства, что и всем людям, что страдания их подлинны. По иронии судьбы, после этого пролога публика обычно отвлекается от трагедийного содержания и разражается аплодисментам, восторгаясь верхним соль, на котором заканчивается Пролог.

Такое противопоставление «театральности и реальности» составляет основной конфликт произведения: выражающие подлинные чувства страстные, «взлетающие» мелодии, омраченные диссонансами, противопоставляются разыгранной бродячими артистами комедии, копирующей салонные манеры. Высшей точкой человеческого страдания становится самый знаменитый фрагмент оперы — ария Канио с ее знаменитой фразой: «Смейся, паяц, над разбитой любовью».

Оперу, которая первоначально называлась «Паяц», Леонкавалло создавал для конкурса, организованного Э. Сондзоньо. Победителем стал другой композитор — Пьетро Масканьи с его оперой «Сельская честь» — опера же Руджеро Леонкавалло вообще не была допущена к участию: вопреки условиям конкурса, он написал не один акт, а два. Впрочем, на судьбе произведения это никак не отразилось.

Мировая премьера состоялась 21 мая 1892 года в Милане, дирижировал ею Артуро Тосканини Тогда же было изменено название оперы — с легкой руки Виктора Мореля, исполнявшего партию Тонио: певец не желала петь в опере, название которой не подразумевает его персонажа, вот так и возникло наименование «Паяцы» (впрочем, в Германии оперу до сих пор исполняют под названием «Der Bajazzo» — в единственном числе. Успех сопутствовал и миланской постановке, и последующим премьерам в Англии, США и России. Опера «Паяцы» прочно заняла место в репертуаре театров, став самым известным произведением Леонкавалло.

Публикации

Главы из книг

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова