Оркестр

12.01.2011 в 12:36.
Оркестр

В Древней Греции оркестрой (orchestra) называлось место перед сценой, на котором во время представления трагедий помещался хор. Много позднее, во время расцвета музыкального искусства в Европе, оркестром стали называть большие ансамбли музыкантов, совместно исполняющие инструментальные музыкальные произведения. В ансамблях этих участвовали самые различные инструменты. Состав оркестра долгое время не был постоянным. Как правило, имелись оркестры у богатых вельмож. Именно от богатства и вкусов хозяина зависело число музыкантов и выбор инструментов. Постепенно в музыкальной практике сложились определенные виды оркестра. Самый полный и совершенный по звучанию среди них - симфонический оркестр. Слышали вы, разумеется, и духовой и эстрадный оркестры, оркестры русских народных инструментов, оркестры инструментов других народов России.

В наше время, пожалуй, трудно найти человека, который бы никогда не слышал звучания симфонического оркестра.

Симфонический оркестр исполняет симфонии и сюиты, симфонические поэмы и фантазии, сопровождает подчас действие в кинофильме, участвует в исполнении опер и ораторий, соревнуется с солистами в инструментальных концертах.

Много разных инструментов входит в состав симфонического оркестра. На некоторых играют при помощи смычка, ведя его по струне. В другие нужно подуть, чтобы получился звук. Есть инструменты, по которым нужно ударять. Вот и определились основные группы, на которые делятся все инструменты: струнные смычковые, духовые - деревянные и медные, и ударные. Иногда в оркестр включаются арфа, рояль, орган.

Если вы посмотрите на фотографию или схему симфонического оркестра, то поймете, что сидят оркестранты не как кому захотелось, а в строго определенном порядке. Раньше во всех оркестрах мира исполнители сидели одинаково: слева впереди первые скрипки (самые главные инструменты в оркестре, исполняющие красивые, выразительные мелодии, они располагаются на «главном месте»), справа - вторые, за вторыми скрипками - альты, в центре - виолончели, за ними - деревянные духовые. Сейчас существует несколько вариантов посадки оркестра, зависящих от воли дирижера, от особенностей исполняемого произведения. Но одно остается неизменным: инструменты расположены по группам - все медные духовые (валторны, трубы, тромбоны и туба) друг около друга, все деревянные (флейты, гобои, кларнеты, фаготы) вместе, струнные смычковые (скрипки, альты, виолончели и контрабасы) тоже сгруппированы отдельно.

Струнных инструментов в оркестре много. Первых скрипок бывает от десяти до восемнадцати, вторых - от восьми до шестнадцати, альтов - от шести до четырнадцати, виолончелей - от шести до двенадцати, контрабасов - от четырех до восьми. Это объясняется просто: звук струнных инструментов самый слабый. Сравните, например, звучание скрипки и тромбона: если они будут играть одновременно, скрипку совсем не будет слышно, как бы громко ни старался играть скрипач. Для равновесия звучности и необходима в оркестре большая струнная группа. Поэтому же и располагаются струнные всегда ближе всех остальных инструментов к дирижеру, к слушателям.

С духовыми инструментами дело обстоит по-другому. Деревянных в оркестре бывает по два или три основных или еще по одному дополнительному, который называется видовым (в зависимости от этого состав оркестра называют двойным или тройным): это флейта-пикколо (малая флейта), разновидность гобоя - английский рожок, бас-кларнет и контрафагот.

Из медных инструментов в оркестре обычно четыре валторны, две трубы, три тромбона и одна туба. Однако число медных духовых может быть и больше.

Ударная группа в оркестре не имеет постоянного состава. В нее в каждом случае включаются те инструменты, которые значатся в партитуре исполняемого произведения. Только литавры являются непременным участником каждого концерта.

Духовые оркестры в основном предназначены не для концертов в закрытых помещениях. Они сопровождают шествия, марши, а во время праздничных гуляний звучат на эстрадах, расположенных на открытом воздухе - на площадях, в садах и парках. Звучность их особенно мощная и яркая.

Основные инструменты духового оркестра - медные: корнеты, трубы, валторны, тромбоны. Есть и деревянные духовые - флейты и кларнеты, а в больших оркестрах еще гобои и фаготы, а также ударные - барабаны, литавры, тарелки.

Существуют произведения, написанные специально для духового оркестра, но часто им исполняются симфонические произведения, переоркестрованные для духового состава. Есть и такие сочинения, в которых, наряду с симфоническим оркестром, предусматривается участие духового, как, например, в увертюре Чайковского «1812 год».

Особый вид духового оркестра, так называемая «банда» (итальянское слово banda означает отряд). Это ансамбль медных, духовых и ударных инструментов, который иногда вводится дополнительно к симфоническому оркестру в оперных спектаклях. Он появляется на сцене, когда происходит какая-то торжественная церемония или движется шествие.

В 1887 году известный музыкант, энтузиаст изучения русского народного творчества и народных инструментов В. В. Андреев организовал «Кружок любителей игры на балалайках». Первый концерт этого кружка состоялся в 1888 году. Вскоре приобретший европейскую известность, ансамбль стал расширяться. Кроме балалаек в него вошли домры, гусли и другие древнерусские инструменты. Возник «Великорусский оркестр» - так стал он называться. После Великой Октябрьской социалистической революции его переименовали в Оркестр русских народных инструментов имени В. В. Андреева, появилось и много других подобных коллективов. Главную роль в них играют струнные щипковые инструменты (прочтите о них в рассказе «Струнные инструменты»), есть баяны, флейты и другие духовые инструменты, большая группа ударных. Музыку для этих оркестров писали советские композиторы. Играют они также переложения классических произведений и обработки народных песен.

В наше время оркестры народных инструментов существуют во многих республиках. Конечно, они очень разные: на Украине в них входят бандуры, в Литве - старинные канклес, в кавказских оркестрах играют зурны...

Эстрадные оркестры наиболее разнообразны по своему составу и размерам - от больших, похожих на симфонические, до совсем маленьких, похожих скорее на ансамбли. В эстрадные оркестры часто включаются саксофоны, гавайские гитары, много ударных.

Л. В. Михеева


Удивительную эволюцию претерпело это греческое слово, которое в античные времена обозначало специальную круглую площадку на сцене театра. На ней помещался хор, сопровождавший трагедии своим пением и ритмизованными выразительными жестами.

Что значит оркестр в нынешнем понимании — хорошо известно. Это определенный коллектив музыкантов-инструменталистов, совместно исполняющих музыкальное произведение.

А вот путь от площадки античного театра до современного оркестра — это фактически путь истории европейской музыки. Поэтому расскажем о нем лишь кратко.

Музыканты-инструменталисты объединялись вместе для музицирования или исполнения торжественной музыки задолго до того, как оркестр сформировался как коллектив. А это произошло лишь в XVII веке, когда возникла необходимость инструментального сопровождения вокальных жанров: оперы, оратории. Развитие оркестра самым непосредственным образом связано с постоянным совершенствованием музыкальных инструментов. Но не только новые жанры и усовершенствованные инструменты формировали этот новый феномен музыкального мышления. Оркестр ведь красив прежде всего звучащей гармонией, интересен прослушивающейся в нем полифонией. А в XVII веке как раз и та и другая достигли расцвета и органично дополняли друг друга. Оркестр, как и хор, давал большие возможности для сочинения в этом новом, обогащенном стиле. Само слово оркестр тогда еще по-прежнему означало лишь место для музыкантов, а инструментальные коллективы назывались концертами, капеллами, хорами и т. п. Только в XVIII веке эти два понятия сошлись в одном названии. В это же время сформировался инструментальный костяк оркестра — струнная группа (скрипки, альты, виолончели, контрабасы); деревянные духовые (флейта, гобой, фагот, кларнет); из медных были пока только трубы и валторна; ударные; чембало, за которым сидел капельмейстер, управлявший оркестром. Оркестры подразделялись на оперные, концертные, церковные; соответственно варьировался их состав. Обычное количество оркестрантов 30–50 человек.

На протяжении XIX и XX веков оркестр развивался во всех отношениях. В него постепенно входили все новые и новые инструменты. Увеличилась и численность оркестрантов. Современный большой симфонический оркестр содержит до 100 человек. Стало больше и самих оркестров. Если в XVIII веке они были только в Европе и исчислялись несколькими десятками, то теперь они есть во всех частях света и их насчитывается несколько тысяч. В современном оркестре к традиционному составу могут быть добавлены электронные инструменты и джаз-группа, народные инструменты и запись, сделанная на магнитной ленте.

Все, что до сих пор было сказано, относилось к оркестру симфоническому. Однако существуют и чрезвычайно распространены духовые оркестры и оркестры народных инструментов. Естественно, что тембровая однородность, ограниченные возможности инструментов и жанровые традиции диктуют таким оркестрам свой репертуар (это вовсе не исключает возможности исполнения различных переложений). Так, если симфонический оркестр исполняет симфоническую музыку, оперы, балеты, аккомпанирует солистам, то духовой оркестр исполняет марши, танцы и специально написанную для него музыку, в том числе и симфонии; оркестр народных инструментов исполняет прежде всего обработки народных песен и танцев, а также специально для него сочиненные пьесы.

М. Г. Рыцарева

Главы из книг

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова