Пуччини. Опера «Тоска»
Глава №141 книги «Путеводитель по операм — 1»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюВ краткой биографии Пуччини уже упоминалось о том, что и «Манон Леско» и «Богема» зазвучали на оперной сцене в музыкальном изложении двух композиторов одновременно. Музыку к «Манон», кроме Пуччини, написал Массне, к «Богеме» — Леонкавалло. С «Тоской» едва не случилось так же. В то время как сотрудники Пуччини, Джакоза и Иллика, работали над либретто «Тоски», стало известно, что эта же тема занимает и композитора Франкетти. Пуччини и его товарищи в конце концов договорились с Франкетти: молодой композитор отказался от своего замысла и передал тему тогда уже известному автору «Богемы» и «Манон».
Ко времени премьеры «Тоски» Пуччини приобрел не только массу друзей, но и порядком врагов. В день премьеры в зрительном зале была спрятана сигнальная бомба для того, чтобы сорвать премьеру. Полиция обыскала театр, но бомбу не обнаружила. Без скандала, однако, не обошлось. Как только открылся занавес, «противники» начали шипеть, свистеть и топать, — голосов исполнителей невозможно было расслышать. По приказу полиции занавес опустили, затем, через некоторое время, спектакль начался снова. К тому же значительная часть заинтересованных осталась вне зрительного зала, так что во время представления в фойе и в коридорах театра поднялась целая демонстрация.
Это была единственная премьера Пуччини, в конце которой автора не приветствовали аплодисментами.
За видимым провалом последовал успех. После премьеры в театре «Констанци» «Тоска» была поставлена на сценах и других итальянских оперных театров, а затем обошла и весь мир.