Верди. Опера «Сила судьбы»
Глава №109 книги «Путеводитель по операм — 1»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюОпера в четырех действиях. Либретто Ф. Пьяве по драме А. Сааведра «Дон Альвар, или сила судьбы».
Премьера — 10 ноября 1862 г. в Петербурге в Мариинском оперном театре.
Действующие лица: Маркиз Калатрава — бас; Леонора, его дочь — сопрано; Дон Карлос, сын маркиза — баритон; Дон Альвар, дворянин из древнего рода инков — тенор; Патер Гуардиан — бас; Прециозилла, цыганка — меццо-сопрано; Фра Мелитонэ — баритон; Трабуко, погонщик мулов — тенор.
Драма начинается в Севилье, в доме маркиза Калатрава. Леонора, дочь маркиза, жалуется своему возлюбленному, Альвару, что ее спесивая семья никогда не согласится на их брак. (Первая ария Леоноры.) Она, наконец, предлагает бежать, против свершившегося факта семья уже ничего не сможет поделать.
В последнюю минуту прибывает отец Л.оноры и раскрывает план их побега. Альвар по-рыцарски берет на себя всю вину: это он уговорил Леонору к побегу. Влюбленный юноша, чтобы доказать свое полное подчинение решению Калатравы, бросает свой пистолет, который, падая, разряжается и смертельно ранит маркиза Калатраву. Умирая, он проклинает свою дочь.
Сельская харчевня в Горнахуэлосе. Сюда последовала за своим скрывающимся возлюбленным переодетая в мужской костюм Леонора. В толпе она замечает своего брата, дона Карлоса, который клянется убить сбежавшего убийцу и собственную сестру.
Несчастная Леонора стоит у ворот монастыря Горнахуэлоса. Единственная возможность спасения для нее — искать убежища у монахов. (Вторая большая ария Леоноры.) Патер Гуардиан дает прибежище одетой в мужскую одежду Леоноре в одной из горных хижин. Действие продолжается на итальянской земле. Дон Альвар, убийца Калатравы, служит здесь в армии. В тишине ночного лагеря вспоминает он Леонору, которую считает умершей. Затем он слышит стоны: один из раненых просит о помощи. Дон Альвар спешит к пострадавшему товарищу, он спасает умирающего солдата, который некто иной, как юный маркиз Калатрава, дон Карлос. Но смертельные враги не знают друг друга в лицо. Теперь они клянутся быть друзьями до самой смерти.
Ставка испанской армии. Теперь тяжело ранен дон Альвар. Он подзывает своего друга, юного маркиза Калатраву и передает ему небольшую связку писем от Леоноры — свое единственное сокровище. Он просит дона Карлоса в случае своей смерти уничтожить их. (Дуэт.) Выпавшая из связки миниатюра раскрывает тайну: Калатрава догадывается, что портрет Леоноры мог хранить у себя лишь убийца его отца, дон Альвар. (Ария дона Карлоса.) Альвар выздоравливает. Бывший его друг, дон Карлос, открыв, кто он, вынуждает выздоравливающего Альвара вступить с ним в поединок. Поединку, однако, помешали, разъединив противников. Альвар удаляется в находяйщийся поблизости монастырь, чтобы обрести душевный мир. Трагический дух происходящих событий смягчается веселыми картинами из жизни лагеря.
Прошло пять лет. Дон Альвар, став отцом Рафаэлем, обрел душевное спокойствие. Карлос, разыскав убежище Альвара, вновь требует, чтоб он вышел с ним на божий суд с оружием в руках, но Альвар — отец Рафаэль — отказывается от поединка. Карлос, однако, не отступает. Он грубо оскорбляет своего противника, обвиняя его в том, что он прячется в монашескую рясу из трусости, чтобы отказаться от исполнения долга мужчины. Дон Альвар достает оружие и выбегает из монастыря. В это время Леонора, живущая в горной хижине отшельников, молится богу, прося мира и спокойствия. (Знаменитая ария о мире.) Внимание ее привлекает звон шпаг. Альвар смертельно ранит обезумевшего от жажды мести Карлоса. Победитель, — чтобы противник его не удалился в иной мир без отпущения грехов, — призывает живущего в близлежащей хижине отшельника отпустить умирающему грехи. Отшельник,однако, не может этого сделать, это не кто иной, как преследуемая судьбой Леонора, которой довелось после смерти отца пережить и смерть брата. Непримиримый Карлос последним усилием пронзает шпагой сердце сестры. Последние слова Леоноры направляют мысли Альвара к богу: «Обрети мир в вере!»