Опера Джузеппе Верди «Сила судьбы»
12.01.2011 в 19:23.Опера в четырёх действиях Джузеппе Верди; либретто Ф. М. Пиаве (при участии А. Гисланцони) по драме А. Сааведры «Альваро, или Сила судьбы» и с использованием сцены из драмы Ф. Шиллера «Лагерь Валленштейна».
Первая постановка: Петербург, Мариинский театр, 10 ноября 1862 года; окончательная редакция: Милан, театр «Ла Скала», 27 февраля 1869 года.
Действующие лица: маркиз де Калатрава (бас), Леонора де Варгас (сопрано), дон Карлос де Варгас (баритон), дон Альваро (тенор), Прециозилла (меццо-сопрано), приор (бас), брат Мелитон (бас), Курра (меццо-сопрано), алькальд (бас), мастро Трабуко (тенор), испанский военный врач (бас); погонщики мулов, испанские и итальянские крестьяне и крестьянки, испанские и итальянские солдаты, ординарцы, итальянские рекруты, монахи-францисканцы, нищие, маркитанки.
Действие происходит в Испании и Италии в середине XVIII века.
Действие первое
В замке маркиза Калатравы его дочь Леонора, пожелав отцу спокойной ночи, ожидает своего возлюбленного дона Альваро, разрываясь между любовью к нему и к отцу, который противится этому союзу («Me pellegrina ed orfana»; «Стать бездомной сиротой»). Входит Альваро и убеждает Леонору покинуть отцовский дом. Она в конце концов соглашается («Son tua, son tua col core e colla vita»; «Твоя, твоя и сердцем, и жизнью»). Но тут появляется маркиз Калатрава. Альваро бросает пистолет, не желая угрожать маркизу, но случайным выстрелом смертельно ранит его. Умирая, отец проклинает дочь.
Действие второе
Трактир в Севилье. Здесь собрались крестьяне, погонщики мулов, местный алькальд; три пары танцуют сегидилью. Переодетый Карлос, брат Леоноры, называющий себя студентом Передой, разыскивает обоих влюблённых. Появляется Леонора вместе с мелким торговцем Трабуко. Молодая цыганка Прециозилла призывает соотечественников поддержать итальянцев в их борьбе с немцами («Al suon del tamburo»; «Под гром барабанов»). Проходят паломники, и все присоединяются к их молитве. Леонора, давно разлучённая с Альваро, со страхом узнаёт брата и прячется. Карлос, скрыв своё имя, рассказывает мастро Трабуко историю убийства своего отца («Son Pereda, son ricco d’onore»; «Я — Переда, я честный малый»).
Леонора ищет убежища в монастыре («Madre, pietosa Vergine»; «Дева святая»). Она просит у приора разрешения поселиться неподалёку от монастыря и вести отшельнический образ жизни. Монахи клянутся не нарушать её покоя. Леонора постригается в монахини и удаляется (с хором «La Vergine degli Angeli»; «Пресвятая дева, царица ангелов»).
Действие третье
В Италии, близ Веллетри, в лагере испанцев дон Альваро оплакивает своё несчастное прошлое («La vita e inferno all’infelice»; «Жизнь для несчастного — мученье!»). Он считает Леонору мёртвой («O tu che in seno agli angeli»; «Ах, ты к небесным ангелам»). Во время боя Альваро, скрывший своё имя, спас Карлоса, и оба поклялись друг другу в вечной дружбе («Amici in vita e in morte»; «Друзья в жизни и в смерти»). Но вот серьёзно ранен Альваро и просит Карлоса в случае его смерти уничтожить спрятанную пачку документов («Solenne in quest’ora»; «Одна только просьба!»). Карлоса одолевают сомнения относительно личности друга («Urna fatale del mio destino»; «Роковой жребий мой»). Среди документов он находит портрет Леоноры и узнаёт, что Альваро — его враг. Карлос не отказывается от мести («Egli e salvo! O gioia immensa»; «Он жив! О радость»).
В военном лагере царит оживление. Маркитанки подбодряют рекрутов («Non piangete, giovanotti»; «Не плачьте, ребятки»). Прециозилла предсказывает будущее («Venite all’indovina»; «Придите к гадалке»), а брат Мелитон произносит шутовскую проповедь. Цыганка пускается в пляс, вся толпа ей аккомпонирует («Ратаплан»).
Действие четвёртое
В монастыре брат Мелитон не доволен новым монахом Рафаэлем, щедро одаряющим нищих, но приор защищает его. Появляется Карлос и узнаёт в Рафаэле Альваро. Враги удаляются на поединок («Le minacce i fieri accenti»; «Угрозы, гневные слова»). Леонора молится в своём уединении («Pace, pace mio Dio»; «Мира, мира, о боже!»). Неожиданно раздаётся шум, звон оружия. Альваро стучит в дверь, зовя исповедника: Карлос умирает, раненный на поединке. Леонора в волнении подбегает к брату, но тот наносит ей смертельный удар. Приор призывает всех к смирению. Леонора умирает, пообещав Альваро ждать его на небесах (терцет «Lieta poss’io precederti»; «С радостью опережаю тебя»).
Г. Маркези (в переводе Е. Гречаной)
Среди творений Джузеппе Верди российской публикой особенно любимы «Травиата», «Аида», «Риголетто» — оперу «Сила судьбы» к числу наиболее популярных в России отнести нельзя. Между тем, у отечественного слушателя есть все основания по-особому относиться к этому произведению — ведь создавал-то его композитор именно для постановки в России!
В 1861 году Дж. Верди был популярным композитором, чья слава давно перешагнула пределы родной страны, гремела она и в России. С тех пор, как в сезоне 1845—1846 гг. итальянская труппа представила в Петербурге оперу «Ломбардцы в первом крестовом походе», в России каждый год ставилось множество опер Дж. Верди, и любовь публики к ним не ослабевала. Несколько лет их играли только итальянские труппы, но в 1859 году опера «Трубадур» была поставлена силами русских исполнителей.
И вот в 1861 году Дж. Верди получает заказ на оперу от Большого Каменного театра в Санкт-Петербурге. Выбор сюжета предоставляется самому композитору, и он обращает внимание на драму В. Гюго «Рюи Блаз» — но к великому сожалению выясняется, что это произведение в России под запретом. Дж. Верди, по его признанию, «перелистал великое множество драматических произведений», прежде чем остановился на драме «Дон Альваро, или Сила судьбы». Ее автор — испанский писатель Анхеле Перес де Сааведра — был изгнан из Испании за участие в войне за независимость. Как и в драме «Рюи Блаз», в «Силе судьбы» звучала тема противоречия между любовью и социальными предрассудками — не только сословными, но и расовыми: дон Альваро — выходец из Южной Америки, потомок древнего рода инков — влюблен в Леонору, дочь испанского аристократа. Судьба, воплощаемая проклятием отца Леоноры, которого Альваро случайно убивает, воздействует на героев постоянно, приводя к гибели и влюбленных, и жаждущего мести брата Леоноры.
Либретто написал один из постоянных соавторов Дж. Верди — Франческо Пиаве.
По своему мрачному настрою опера «Сила судьбы» перекликается с «Трубадуром», а герои напоминают персонажей ранних опер Дж. Верди: это не столько живые люди с развивающимися характерами, сколько воплощения определенных чувств: Леонора — страдания, ее брат Карлос — жажды мести. В большей степени развит характер Альваро.
Каждый акт оперы можно условно разделить на две части, в одной из которых действуют персонажи, а в другой — хор: торговцы, солдаты, монахи, нищие. Эти бытовые эпизоды — безусловно, удача автора. Удались композитору и второстепенные персонажи. Особенно интересен фра Мелитоне. Эпизодические комедийные персонажи и раньше появлялись в произведениях Дж. Верди (достаточно вспомнить беспечного пажа Оскара из «Бала-маскарада»), но впервые в его опере предстает перед публикой образец простонародного грубоватого юмора — персонаж «родом» из оперы-буффа. Музыкальная характеристика фра Мелитоне предвосхищает Фальстафа.
Премьера оперы «Сила судьбы» состоялась 10 ноября 1862 года. Первые три спектакля, по словам Дж. Верди, прошли «при переполненном театре». Четвертый спектакль посетил сам император Александр III (присутствовать на первом спектакле он не смог, поскольку был болен). Царь лично поздравил Дж. Верди, несколько дней спустя композитор удостоился Императорского и Царского Ордена св. Станислава 2-й степени.
Но лишь первые спектакли были успешными — вскоре сборы упали, а публика все чаще выражала недовольство. Не было недостатка и в негативных отзывах со стороны критиков — автора упрекали в фрагментарности либретто, которая повлияла на музыку оперы. Определенную роль в неприятии оперы сыграло то обстоятельство, что произведения русских композиторов ставились на отечественной сцене неохотно, средства на них выделялись скудные, в то время как на роскошную постановку оперы «Сила судьбы» была потрачена огромная по тем временам сумма — 60 тысяч рублей.
Впрочем, считать упреки критиков совсем уж необоснованными нельзя. Дж. Верди и сам пришел к мысли о необходимости переработать оперу — и в 1869 году в миланском театре «Ла Скала» была поставлена новая редакция. В период работы Дж. Верди над нею Ф. Пиаве был серьезно болен, поэтому либретто переработал другой драматург — Антонио Гисланцони (впоследствии он написал либретто другой оперы Дж. Верди — «Аида»). В миланской редакции краткое оркестровое вступление было заменено драматичной увертюрой — одной из лучших оперных увертюр Дж. Верди, основанной на мелодическом материале нескольких арий. Чуть менее трагичным стал финал: Альваро — вняв увещеваниям умирающей Леоноры и патера Гуардиано, отказывается от самоубийства, покоряясь силе судьбы. Опера теперь завершалась проникновенным трио, сочетающим в себе декламационную выразительность и мелодическую красоту. Именно миланская редакция вошла в репертуар оперных театров мира, особенно популярна опера «Силы судьбы» в Италии.
Публикации
- К 160-летию мировой премьеры оперы «Сила судьбы» в Мариинском театре (belcanto.ru) (23.10.2022 в 17:22)
- О бессилии «Судьбы», или Об одной страшно запутанной опере Верди (belcanto.ru) (07.10.2021 в 15:57)
- Сила оперной судьбы и гримасы режиссёрского рока (belcanto.ru) (30.08.2019 в 22:55)
- Возобновление «Силы судьбы» в Театре Станиславского и Немировича-Данченко (operanews.ru) (21.03.2016 в 18:14)
- Премьера «Сила Судьбы» в Английской национальной опере (operanews.ru) (23.11.2015 в 22:38)
- Ещё раз о мюнхенской «Силе судьбы» (operanews.ru) (21.09.2015 в 19:59)
- Два вечера в Мариинском театре (belcanto.ru) (05.05.2015 в 15:33)
- «Сила судьбы» на Вердиевском фестивале в Парме (operanews.ru) (10.11.2014 в 18:22)
- На летнем фестивале Баварской оперы (operanews.ru) (11.08.2014 в 20:28)
- Баварская опера завершила вердиевский год (operanews.ru) (29.12.2013 в 15:03)
- «Сила судьбы» и ее российская судьба (окончание) (operanews.ru) (20.01.2013 в 21:08)
- «Сила судьбы» и ее российская судьба (продолжение) (operanews.ru) (13.01.2013 в 21:55)
- «Сила судьбы» и ее российская судьба (продолжение) (operanews.ru) (23.12.2012 в 22:00)
- «Сила судьбы» и ее российская судьба (продолжение) (operanews.ru) (16.12.2012 в 22:02)
- «Сила судьбы» и ее российская судьба (продолжение) (operanews.ru) (09.12.2012 в 14:41)
- «Сила судьбы» и ее российская судьба (продолжение) (operanews.ru) (02.12.2012 в 21:24)
- «Сила судьбы» и ее российская судьба (operanews.ru) (25.11.2012 в 15:19)
- Вердиана Полянского продолжается… (operanews.ru) (08.04.2012 в 13:38)
- К 20-летию Госкапеллы России и 40-летию её Хора (belcanto.ru) (04.04.2012 в 13:25)
- La Forza del Destino в опере Фландрии (operanews.ru) (18.03.2012 в 15:55)
- Премьера «Силы судьбы» в Опере Бастилии (operanews.ru) (04.03.2012 в 14:41)
- SOS Sferisterio (operanews.ru) (10.07.2011 в 12:40)
- Волшебный фонарь (belcanto.ru) (18.09.2010 в 14:40)
- Фестиваль в Арена Сферистерио в Мачерате (belcanto.ru) (18.08.2010 в 18:43)
- Творческий путь Джузеппе Верди (belcanto.ru) (20.06.2003 в 20:18)