Верди. Опера «Макбет»
Глава №102 книги «Путеводитель по операм — 1»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюВ 1846 году известный молодой композитор Джузеппе Верди получил заказ на сочинение новой оперы для флорентийского театра. На выбор ему были предоставлены три темы. Первой из них была «Разбойники» Шиллера. Верди приступил к работе, и позднее опера «Разбойники» была поставлена на сцене. Второй темой была трагедия Грильпарцера, третьей — «Макбет» Шекспира. Вскоре выяснилось, что для опер по произведениям Шиллера и Грильпарцера потребуется так называмый «великий тенор». Такого тенора, однако, директор флорентийской оперы, синьор Ламари, заполучить не смог. Таким образом, решили остановиться на «Макбете», и Верди стал параллельно работать над двумя операми сразу, «Макбетом» и «Разбойниками».
В январе 1847 года партитура «Макбета» была закончена, и Верди поехал во Флоренцию, чтобы самому руководить постановкой. Тут его постигло разочарозание, так как замечательная певица, синьора Леве, для которой он предназначал роль леди Макбет, потеряла голос и оставила сцену, выйдя замуж за герцога Лихтенштейнского. Роль получила капризная синьора Барбиери-Нини, с которой у автора было много разногласий. Верди был занят сценическими деталями, вел переговоры с художниками, переписывался с лондонскими декораторами и в течение трех месяцев искал человека, разговаривающего во сне, так как Барбиери-Нини требовала живую модель, с помощью которой она могла бы скопировать сцену сомнамбулизма леди Макбет.
Премьера была встречена весьма холодно. Для итальянской оперной сцены была непривычна суровая и грозная атмосфера оперы. Отсутствие привычной любовной интриги также было чуждо публике, не говоря уже о том, что в опере нет большой теноровой роли.В 1864—65 годах он полностью переработал «Макбета» для парижского театра «Лирик». «Макбет» в результате этого стал «большой оперой» во французском смысле слова, но Верди вынужден был пойти на компромисс, не желая, чтобы повторился парижский провал «Трубадура». Он руководился, вероятно, также желанием избежать парижской судьбы переработанного Вагнером «Тангейзера». Со вкусом парижан он считался и при написании большой балетной сцены ведьм. Связывание речитативов и отдельных замкнутых ариозных частей в большие музыкальные сцены указывает на будущего автора поздних шедевров — «Отелло» и «Фальстафа». Поразительные оркестровые эффекты сцен с ведьмами, духовой оркестр, звучащий под сценой в драматические моменты видений, мчащиеся навстречу друг другу темы и контртемы, вливающиеся друг в друга диссонансы, — все это свидетельствует о большом мастере музыкальной драмы, способности которого были вызваны к жизни встречей с гением Шекспира. Отмечают также, что «Макбет» был первой встречей Верди с совершенным, полноценным художественным произведением и вместе с тем первой попыткой внедрения в Италии идеи музыкальной драмы.
В Париже и Лондоне «Макбет» был встречен с большим пониманием, чем на родине Верди. Композитор в течение всей своей жизни называл это произведение «самым милым его сердцу ребенком». Он посвятил оперу своему бывшему свекру и благодетелю, отцу своей рано умершей первой жены, Барецци.