Джузеппе Верди
Глава №101 книги «Путеводитель по операм — 1»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюБольше ста лет назад в миланскую консерваторию явился крестьянский парнишка. Он пришел на приемные испытания, привезя с собой рекомендательное письмо от своего учителя музыки и свои сочинения, которые он написал, будучи органистом в Буссето. Юному музыканту было всего 16 лет, но произведения его свидетельствовали о незаурядных творческих способностях и об исключительной одаренности: он умел создавать подлинные мелодии. Однако миланские профессора отклонили его заявление о приеме. Они сочли крестьянского парня недостаточно талантливым и не пожелали заполнять фешенебельную консерваторию пришельцами из деревни.
Юноше пришлось, надеясь лишь на собственные силы, тяжело борясь за кусок хлеба, самому усвоить принципы композиции, оркестровки, вокальной музыки. Вскоре он выступает с шедевром, принесшим ему известность и на родине, и во всем мире. Этим произведением была опера «Навуходоносор» (Набукко), на многие десятилетия определившая творческий путь юного композитора. В «Навуходоносоре» поется об Израиле, томящемся в вавилонском плену, но публика хорошо понимала, что опера изображает рабство, в котором находился итальянский народ, его страдания и неодолимое стремление к свободе.
Джузеппе Верди, автор «Навуходоносора», вслед за этим создает целый ряд произведений революционного порыва, захватывающих слушателей не только красотой музыки, но и смелым, открытым призывом к оружию, против деспотизма.
Это революционное, свободолюбивое содержание требовало пореволюционному новой музыки. Верди уже не удовлетворяется прежней оперной сценой, служившей лишь для демонстрации голоса и виртуозности нескольких выдающихся исполнителей. Верди создает живую, реальную музыку. Красоту мелодий он связывает с реалистическим изображением, с драматической правдой, с тщательным показом характеров. Музыка его проста и насыщенна, как мелодия народных песен. Эти мелодии удовлетворяют не изощренным и сентиментальным вкусам замкнутого меньшинства, а звучат так широко, что мобилизующая сила их охватывает миллионные массы. Не зря называли Верди «музыкантом революции», он и в самом деле боролся вместе со своим народом, имя его упоминали наряду с героями итальянской освободительной борьбы — Гарибальди, Мадзини и Кавуром.
После первого революционного периода Верди развивает дальше свое искусство. Он пишет оперу «Риголетто», в которой сурово осуждает разложение королевского двора, развратность придворных, лакеев и прислужников, окружающих трон. В «Травиате» Верди критически изображает буржуазное общество того времени, причем самыми острыми и, вместе с тем, высокохудожественными средствами.
Великий композитор на этом не успокаивается. В опере «Дон Карлос» он снова провозглашает идею свободы и с захватывающей силой истинной музыкальной драмы изображает схватку тирана с героем-освободителем и народ, предпочитающий мучения и смерть оковам рабства.
Оперой «Аида» Верди заложил основу монументальной итальянской оперы. Тема ее — неизменная идея творчества Верди — борьба против угнетения, освободительная борьба освобожденных эфиопов против державы фараона.
Старый Верди и после создания монументальной итальянской музыкальной драмы — «Дон Карлоса» и «Аиды» — все еще искал новые пути. В «Отелло» он стремится к драматическому пению, в своей лебединой песне, в «Фальстафе» (он закончил партитуру оперы в возрасте восьмидесяти лет) он одарил человечество высоким искусством комической оперы.
Жизнь и творчество Верди служат прекрасным примером. Мастер, вдохновленный своим народом, поставивший своей высшей художественной целью борьбу средствами музыки за свободу и независимость своей родины, Верди заслужил наивысшую награду, о какой только может мечтать художник: мелодии его продолжают жить на устах народа, сливаются с народными песнями, можно без преувеличения сказать, что они стали близки широким народным массам.