Вагнер. Опера «Зигфрид»
Глава №70 книги «Путеводитель по операм — 1»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюОпера второго вечера тетралогии «Кольцо нибелунга».
Премьера — 16 августа 1876 года в Байрейте.
Действующие лица: Зигфрид — тенор; Миме — тенор; Странник (Вотан) — баритон; Брунгильда — меццо-сопрано; Альберих — баритон; Фафнер — бас; Эрда — альт; Голос лесной птицы — сопрано.
Действие первое
Пещера в лесу. Миме кует меч для Зигфрида. Он сердит, ибо сколько мечей ни ковал он юному силачу, тот одним ударом разбивал их надвое ...
Возвращается из леса Зигфрид, ведя на веревке медведя, которого науськивает на Миме; когда же тот в страхе прячется за горном, отпускает животное в лес. Зигфрид с удивлением спрашивает самого себя, почему он всегда возвращается к этому противному карлику. Быть может, потому, что надеется узнать от него тайну о своих родителях?
Наконец, Миме рассказывает Зигфриду, что мать в страшных муках родила его в лесу. Он, Миме, ласково принял мать и ребенка под свой кров. Мать Зигфрида вскоре умерла, оставив сыну в наследство лишь сломанный меч.
Зигфрид приказывает Миме: «Сегодня же скуй мне меч из этих обломков!» Затем он спешит в лес, а Миме принимается за работу.
Появляется одинокий странник, один глаз его завязан. Это отец Вельзунгов, вонзивший в свое время непобедимый меч Нотунг в ствол старого ясеня, не кто иной, как Вотан, идущий теперь по земным тропам. Миме сердито гонит его, но «одноглазый» подходит к нему все ближе и ближе. Он предлагает Миме задать ему три вопроса. Если он не сможет на них правильно ответить, то Миме может снять с него голову. Миме с удовольствием соглашается на это и задает первый вопрос: «Какой народ живет в недрах земли?» «Нибелунги», — отвечает странник. «Какой род могущественнее всех на земле?» — спрашивает далее Миме, и странник отвечает: «Фафнер и великаны». Третий вопрос: «Кто живет выше всех?» «Вотан и боги», — звучит ответ.
Итак, голова Вотана остается на месте. Но теперь странник задает вопросы Миме: «Какой род любезен Вотану, но он все-таки его преследует?» Ответ Миме: «Вельзунги, Зигмунд, Зиглинда и их сын Зигфрид». Вопрос: «Каким мечом может Зигфрид победить Фафнера?» Ответ: «Нотунгом, которым сражался и его отец». «Кто скует его заново?» Но на этот вопрос Миме ответить не может. Странник отвечает, что скует его тот, кто никого не боится, но добавляет, что голову Миме снимет с его плеч тот, кто скует Нотунг. Уничтоженный страхом, Миме падает на наковальню. Там находит его Зигфрид, который упрекает его в нерадении и сам пронимается ковать меч. Миме охватывает страх, и, чтобы лишить Зигфрида могущества, он хочет научить его страху. Миме пугает его Фафнером, но это еще больше подзадоривает юношу ковать себе меч. Чтобы отделаться от Зигфрида, Миме готовит ядовитое зелье, которое как «освежающий напиток» хочет поднести юному герою после того, как он победит дракона. Зигфрид гордо взмахивает мечом и надвое разрубает наковальню, на которой он только что работал.
Действие второе
Перед пещерой Фафнера, как сторож, стоит Альберих. Он ждет смерти великана, обернувшегося драконом, чтобы снова завладеть кольцом нибелунгов и шапкой-невидимкой. Внезапно перед ним появляется одноглазый странник. Он предупреждает Альбериха, что он не враг ему, проклятого кольца ему не нужно. Но вот Миме воспитал юношу, которого надо бояться. Лучше всего предупредить Фафнера, что его жизнь в опасности, и тогда, быть может, он сам из благодарности отдаст сокровище. Они будят великана, который ворчит: пусть они дадут ему спокойно спать, золото в сохранности, он сам лежит на нем.Светает. Миме приводит Зигфрида, чтобы вызвать у него чувство страха. Он подробно расписывает силу и устрашающий вид Дракона ... но чем больше он говорит, тем смелее и нетерпеливее становится юноша, ожидая момента, чтобы сразиться с чудовищем. Миме уходит. Шумит лес. Зигфрид размышляет о судьбе своих родителей. Птичья песня трогает его сердце. Он вырезает себе дудку и пробует подражать птице, но безуспешно.
Фафнер в образе дракона вылезает из пещеры и грозит Зигфриду проглотить его. Но Зигфрид, ловко и смело избегая его ударов, убивает дракона. Кровь дракона, как раскаленный уголь, жжет его руки. Герой невольно подносит руку к губам и — о чудо! — начинает понимать птичий язык. Лесная птица советует ему взять себе шапку-невидимку и кольцо. Возвратившийся Миме затевает спор с Альберихом, так как хочет разделить сокровища, Альберих же собирается владеть всем один. Выходящему в это время из пещеры Зигфриду птица снова дает совет: остерегайся коварства Миме! ... Миме протягивает Зигфриду зелье, но тот одним ударом меча убивает его.
Зигфрид охвачен грустью. Его тяготит одиночество, жизнь без любви ... Лесная птица рассказывает ему о Брунгильде, которая достанется герою, не знающему страха. Птица летит перед Зигфридом, указывая ему путь к Брунгильде.
Действие третье
Картина первая. Дикая местность. Появляется странник, он будит спящую глубоким сном Эрду и просит ее предсказать ему будущее и дать совет. Но Эрда не может ничего сказать: все зависит от норн. Если же ему нужен совет, пусть обратится к Брунгильде. «Этого я сделать не могу», — отвечает Вотан и рассказывает о судьбе Брунгильды. Вотан признается, что теперь ему безразлична гибель богов. У него есть лишь одна забота: передать свою власть над миром Зигфриду и Брунгильде. Эрда исчезает.
Приближается Зигфрид и спрашивает Вотана, в каком направлении ему теперь идти. Вотан хочет заградить ему путь, но Зигфрид выхватывает свой меч и рассекает древко копья Вотана.
Из рассеченного древка вырывается огонь и охватывает всю местность. Зигфрид смело пробивается сквозь стену пламени: вот он, герой, не знающий страха. И потому что он чист и невинен, он сильнее самого Вотана!
Картина вторая. Та же декорация, что и в последнем акте «Валькирии».
Входит Зигфрид. Он с удивлением глядит сначала на Грана, коня Брунгильды, затем на покрытую панцырем спящую валькирию. Он снимает с нее панцырь, будит ее. Брунгильда радостно приветствует сияющее солнце и своего освободителя, которого она любила еще до его рождения, но все же с испугом уклоняется от его объятий. Как смеет приближаться к ней простой смертный, к ней, на чью девственность не решались посягать даже боги? Однако потом она сознает, что должна отказаться от Валгаллы, ее счастье возрождается для нее в горячей земной любви.