«Кольцо нибелунга». Поэтический фон произведения
Глава №67 книги «Путеводитель по операм — 1»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюОдним из самых поэтичных и наиболее сложных сказаний древнегерманского эпоса является героическая поэма «Песня о нибелунгах». В ней сплелись два цикла древних легенд. В одном из них рассказывается о Брунгильде, другой посвящен гибели Бургундов, кроме того оба эти цикла содержат элементы и других древнегерманских сказаний.
Вагнер рассматривал «Песню о нибелунгах» лишь как исходный материал и вплел в древний эпос целый ряд поэтических мыслей и философских намеков, создав таким образом драматический текст торжественных представлений (Festspiele) «Кольцо нибелунга».
Первым было написано либретто третьей части тетралогии — «Зигфрид». По настоянию Ференца Листа, Вагнер продолжил свою работу и написал вторую часть — «Валькирия», за которой последовали «Золото Рейна» и «Гибель богов», то есть первая и заключительная часть тетралогии. Полный текст «Кольца нибелунга», опубликованный в 1853 году, состоит из следующих частей:
I вечер, Пролог, «Золото Рейна»
II вечер, «Валькирия»
III вечер, «Зигфрид»
IV вечер, «Гибель богов».
Музыку тетралогии Вагнер писал с 1850 по 1874 год, с более или менее длительными перерывами, во время которых им были созданы другие произведения.
Первый набросок либретто «Кольца нибелунга» относится к 1848 году, то есть к периоду, когда Вагнер был активным участником дрезденских революционных событий.
Этот текст носит на себе печать революционных настроений автора. В своей статье «Религия и искусство» Вагнер пишет следующее о философском содержании этого либретто:
«В наше время роковое «Кольцо нибелунга» могло бы предстать в виде пакета биржевых акций ... Представители современной цивилизации рассматривают власть денег как подлинно духовную и даже моральную власть, поскольку исчезнувшую веру заменяет кредит, который во взаимоотношениях людей является фикцией (предположением) честности, и эту фикцию поддерживают лишь самые строгие, самые изощренные гарантии, предусмотренные законом, чтобы воспрепятствовать плутовству и убыткам».
В письме, адресованном дрезденскому музыканту Августу Рэклю, за участие в революции сидевшему в это время в тюрьме, где он и получил это письмо, сам Вагнер указывает на ретроградный характер идейного содержания «Кольца»:
«Основная идея его не что иное, как возвышенная трагедия самоотречения, глубоко обоснованного и становящегося в конце концов неизбежным отрицанием воли, единственного, что обладает силой искупления».
Для сотканной из противоречивых элементов, хаотической философии Вагнера характерно, что в письме к тому же Рэклю он видит в героях «Кольца» вместо жажды смерти и безвольного отречения, вместо приносящего счастье уничтожения пышное цветение непрерывно возобновляющейся жизни.
«Действительность это лишь то, что изменяется».
Можно привести сотни цитат — поэтичных, отточенных формулировок — и столько же противоречащих им других цитат. В призме романтического мышления Вагнера собираются самые различные лучи, влияния, в чем он признается и сам (в письме к Рэклю от 1856 г.):
«Мало людей впадают в такие необычайные противоречия и отчуждаются таким странным образом от самих себя, как я. Я должен признаться, что свои собственные творения я понял до конца лишь с помощью другого человека, который снабдил меня понятиями, совпадающими с моими внутренними воззрениями. Таким образом, мне удалось осознать свои произведения на основе философских понятий и сделать их ясными для самого себя ...»
Композитор откровенно признается, что его творение родилось в мире поэтических грез, чувств, страстей и фантазии и что лишь впоследствии, с помощью другого мыслителя ему удалось поставить свою поэму на единый смысловой и философский фундамент.
В том же письме Вагнер подчеркивает, что свое произведение, начатое в революционном духе, он в ходе работы перестроил на другой лад. Сначала основной идеей «Кольца» было положение:
«Разоблачить первоначальную, исходную несправедливость, из которой позже возник целый мир несправедливостей. В конечном счете этот мир гибнет по собственной вине, чтобы послужить уроком, как надо познать несправедливость, как надо вырвать ее с корнем и как создать вместо нее мир, в котором господствует право».
Позже, опять-таки согласно собственному признанию Вагнера, он стал рассматривать не определенную фазу развития мира, а перенес свое внимание на сущность мира, на все фазы его развития, вместе взятые, и пришел к заключению, что сущность мира есть ничто, — Nihil.
Чей же это ум, с помощью которого Вагнер познает самого себя? Кто этот мыслитель, который ведет к гибели и молодого революционера Зигфрида и весь народ Валгаллы? Этим мыслителем был создатель философии пессимизма, Артур Шопенгауэр. Мрачное мировоззрение Шопенгауэра оказало на восприимчивый ум Вагнера исключительно большое влияние. Подлинная сущность человека — слепое желание. Рассудок играет лишь второстепенную роль! Желать — значит испытывать в чем-нибудь недостаток, а кто испытывает недостаток, страдает. Удовлетворение желания совершенно напрасно, ибо тогда возникает новое стремление, новое желание и новое страдание. Единственное искупление — исчезновение воли, ибо тогда для нас перестает существовать и сам мир, наступает единственное спасение — Нирвана.
Эта мрачная философия поистине поселяется и господствует на страницах «Кольца», набрасывая тень гибели на всех его героев, и только звезда «вечной любви» светит в мрачной ночи.
Но и этот ликующий любовный пыл, «пламя которого восходит к небу», гасит рок, и рушащаяся Валгалла погребает под собой и влюбленных, и ненавидящих, героев и предателей; вечная ночь спускается на мрачную сцену вагнеровских воззрений.