Вагнер. История создания «Лоэнгрина»
Глава №57 книги «Путеводитель по операм — 1»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюЛегендами Средневековья Вагнер начал интересоваться в сороковых годах. Сначала он познакомился с древнефранцузскими преданиями, затем с их германскими вариантами. Несколько позже он проштудировал «Германскую мифологию» Якова Гримма (1787—1863) и «Германские саги», совместный труд Якова и Вильгельма Гриммов.
Лето 1845 года композитор проводит в Карлсбаде. Здесь рождается первый набросок «Лоэнгрина». Позже, во время своего пребывания в Гросс-Граупене, в Саксонии, Вагнер приступает к разработке оперы и 1847 год целиком посвящает «Лоэнгрину». Первым композитор заканчивает третий акт, 28 августа того же года он кончает работу над всей партитурой оперы.
Однако постановки ее приходится ждать еще три года. Наконец, 28 августа 1850 года, по настоянию Листа, «Лоэнгрин» был поставлен в Веймаре. Надо заметить, что в это время Веймар, целиком находясь под идейным влиянием Ференца Листа, был настоящим оплотом прогрессивной музыки в Европе. Целый ряд композиторов и исполнителей ожидал от Ференца Листа — и не напрасно — помощи, ободрения и энергичной защиты их интересов. В Веймаре побывали почти все большие европейские музыканты: Брамс, Йоахим, Сметана, Бородин, Рубинштейн, Бюлов, Корнелиус, Венявский, Сгамбатти, Сен-Санс, Альбенис ...
Лист выступал в защиту каждого подлинного таланта, в защиту всех, в ком он открывал или надеялся открыть искры передового духа, от кого ожидал, что тот подвинет вперед дело музыки, дело искусства.
Лист боролся за успех Рихарда Вагнера, иногда даже в ущерб своей собственной работе и интересам. Не раз он вызывал этим недовольство своих покровителей: веймарский двор не собирался способствовать успеху и карьере Вагнера в той мере, в какой этого добивался Ференц Лист от каждого артиста, от каждого певца и музыканта герцогского театра, от всего его аппарата. Первые выступления и дальнейшие успехи Вагнера едва ли можно представить себе без влиятельной поддержки великого венгерского композитора. Всего убедительнее говорят об этом слова самого Листа:
«Необходимо, чтобы слава Вагнера росла, а моя — уменьшалась!»
Однако было бы ошибочно думать, что поддержка Вагнера Листом ограничивалась лишь мобилизацией театрального аппарата и помощью материального характера. Вагнер много раз использовал те результаты, которые заранее обеспечил ему гений Листа. В тематике, в сокровищах гармонии и в оркестровке Вагнера не раз слышен отзвук творческих достижений Листа.
Таким образом, постановка «Лоэнгрина» в Веймаре неразрывно связана с творческой работой Листа и его веймарского артистического окружения.
Вагнер никогда не упускал случая снова и снова выразить Листу свою любовь и благодарность.