«Летучий голландец». История создания оперы
Глава №49 книги «Путеводитель по операм — 1»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюПосле юношеских произведений Вагнер создает великие творения, первым среди которых была опера «Летучий голландец». В ней уже воплощается теория Вагнера, что драматическая музыка должна епосредственно и закономерно вытекать из текста либретто.
В период создания первого наброска либретто «Летучего голландца» Вагнер был дирижером в Риге. В это время в руки ему попал журнал «Салон», издававшийся Генрихом Гейне в Париже. В нем была напечатана легенда о летучем голландце, носящемся по морям на своем корабле-призраке. Тяготеющее над ним проклятие — никогда не достичь спокойного, счастливого берега — может искупить лишь верная, преданная любовь женщины.
В мире народных сказаний эта легенда встречается в различных формах. Вечного жида, всегда находящегося в пути, также гонит тяготеющее над ним проклятие. Весьма возможно, что образы летучего голландца и Агасфера порождены античным сказанием об Одиссее.
По мнению Вагнера, летучий голландец — символ. Символ стремления человеческой души к тишине и вечному покою, не покидающего ее среди житейских бурь.
Вагнер был вынужден бежать из Риги, спасаясь от мучительных материальных забот. Судно, на котором он плыл, было застигнуто бурей, и ветер погнал его к берегам Норвегии. Вид зеленых скалистых берегов Скандинавии, рев морского прибоя, рассказы суеверных матросов, — все это в воображении Вагнера придает давно прочитанной легенде о моряке-скитальце живую творческую силу.
После полного приключений путешествия Вагнер, наконец, в 1841 году очутился в Париже. Там за какие-нибудь две недели он набрасывает либретто «Летучего голландца». Затем пишет музыку к балладе Сенты, песни матросов и молодых прях. Над увертюрой, которую можно было бы назвать и симфонической поэмой, композитор ставит эпиграф:
«В ночи и в нужде ... через тернии к звездам».
Вагнер творит в обстановке жесточайшей нужды. Нигде ни малейшей искры надежды. «Гранд Опера» и слышать не хочет о неизвестном немецком музыканте-революционере. Мировые знаменитости, господствовавшие в то время в столичных артистических кругах, отделывались от него пустыми обещаниями. На либретто «Летучего голландца» еще можно было бы найти «покупателя», но музыка Вагнера не нужна была ни одному театру.
Наконец, 2 января 1843 года Дрезденский оперный театр показывает творение Вагнера. Публика принимает его недружелюбно. Премьера «Летучего голландца» в Берлине тоже не приносит успеха. Затем партитура «Летучего голландца» лежит без движения 25 лет. Лишь через четверть века после создания, после многократной переработки композитором опера вновь попадает на сцену и с тех пор не выходит из репертуаров оперных театров всего мира.