Фридрих фон Флотов
Глава №45 книги «Путеводитель по операм — 1»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюФридрих Флотов — один из выдающихся мастеров немецкой комической оперы. В его искусстве сочетаются ясные, изящные музыкальные формы, полные чувства мелодии и подлинное чутье сцены. Он жил в эпоху, в центре интересов которой стоял гигант немецкого романтизма Рихард Вагнер. Вагнер означал революцию, коренные изменения языка оперы, и рядом с ним скромный, непритязательно занимающийся музыкой Флотов не мог претендовать на славу. Его считали творцом развлекательной музыки, что в общих чертах соответствовало действительности. Композитор, находясь в тени гигантов столетия, доставил своим слушателям несколько приятных часов очаровательной оперой «Марта», увлек публику свежим музыкально-драматическим вдохновением «Алессандро Страделлы», взволновав и растрогав своими мелодиями посетителей наиболее значительных оперных театров Европы, в том числе театров Парижа, Вены, Берлина, Петербурга, Праги, Турина, Гамбурга, Веймара и Лондона.
История жизни Флотова складывается из дат написания его основных произведений. Остальные события его жизненного пути могут быть изложены в нескольких фразах.
Флотов родился в Тейтендорфе, в небольшой мекленбургской усадьбе. Его отец, офицер-кавалерист, был настоящим прусским дворянином, кто делил весь мир на военных и штатских. Он и из сына хотел сделать солдата. Видя мирный, спокойный характер ребенка и все же желая сохранить за ним право ношения мундира и шпаги, он был согласен довольствоваться для сына дипломатической карьерой. Но маленького Флотова интересовала только музыка, и будучи совсем юным, он уже очаровывает жителей соседнего городка Гюстрова своей игрой на флейте (привилегированное положение флейты в Германии — наследие Фридриха Великого), игрой на фортепьяно и собственными сочинениями.
Весной 1828 года после длительных и весьма жарких семейных споров юный Флотов уезжает в Париж. Пренебрегая отцовскими напутствиями о необходимости готовиться к военной или дипломатической карьере, юноша сразу же записывается в ученики к маэстро Рейха (который помимо выдающихся способностей был широко известен своей дружбой с Бетховеном) и сближается с модным в то время парижским пианистом и педагогом Пикси. Юный немец молниеносно усваивает материал. Вскоре он понимает, что продвижение в обществе намного важнее уроков контрапункта у Рейха и уроков игры на фортепьяно у Пикси. Флотов завязывает дружбу с Адамом, Алеви, Гуно, Мейербером, знакомится с Доницетти и с новой звездой, которая восходит на небосводе Парижа пока что в качестве вундеркинда-виолончелиста, Якобом Эберстом, известным позднее под именем Жака Оффенбаха.
Парижская революция 1830 года вынуждает Флотова покинуть французскую столицу, но вскоре он возвращается обратно в Париж. Новое важное событие: Флотов встречается с Шопеном.
Вскоре Флотов пожинает первые успехи. Его сценические произведения ставят в частных домах аристократов. Затем перед ним открываются двери «Театра де ля Ренессанс», потом театра «Вентадур» и, наконец, 1 декабря 1843 года «Оперы Комик», что означает для композитора мировую славу.
В 1856 году Флотов становится интендантом придворного театра в Шверине. Официальные дела настолько загружают его, что едва остается время для сочинения музыки. После семи лет работы в Шверине он отказывается от поста интенданта. Теперь он делит свое время между Парижем и Веной и, подобно престарелому Россини, шлифует свои ранние произведения и следит за постановкой своих опер.
Флотов оставил довольно большое количество опер. Но сохранили для нас его имя в сущности две оперы: «Алессандро Страделла», впервые поставленная в 1844 году в Гамбурге, и «Марта», или «ярмарка в Ричмонде», премьера которой состоялась 25 ноября 1847 года в венском театре «Кернтнертор».