«Свадьба Фигаро». Эпоха и среда
Глава №24 книги «Путеводитель по операм — 1»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюXVIII век — последний, ослепительный взлет эпохи феодализма. Аристократы, проводящие дни в волшебном кругу королевского двора, превращают жизнь в сплошной праздник: один день они развлекаются изящной пасторалью, другой — лисьей охотой; сегодня скучающих вельмож развлекают итальянские певцы, завтра — всемирно прославленные балетные танцоры... А затем сам король с королевой и придворные начинают играть в театр, разыгрывают пьесы, изображают из себя актеров.
Театр того времени верно отражает жизнь аристрократии, которая, в свою очередь, в жизни как бы имитирует галантные пьесы, фривольные водевили, едкие сатиры.
Любовница короля решает судьбу провинций, народов, министерских портфелей; в благоухающем будуаре дамы решаются вопросы войны и мира... Оскорбленная красавица бросает в крепость своего неверного возлюбленного, а тонкий комплимент, умелая лесть могут принести удачливому кавалеру имение, чин, обильный доход, а при случае — и митру епископа.
Кстати сказать, чины, привилегии, дарственные грамоты, военные должности покупаются, как и любой другой рыночный товар.
Блестящая жизнь двора и аристократии требовала огромных денег.
Все это вело к беспощадному грабительскому хозяйствованию дворян в своих поместьях. Они грабили крепостных, оставляя им лишь столько, чтобы они не умерли с голоду. Они грабили землю, которая из года в год приносила все более скудные урожаи. Приведем несколько цифр. Из ста франков дохода крепостного крестьянина пятьдесят три отбирал король, четырнадцать — помещик, четырнадцать — церковь, оставалось девятнадцать франков, но это только на бумаге, поскольку налог на дым, дорожная пошлина, рыночная десятина забирали и эти жалкие гроши.
Из этого-то разлагающегося мира и поднимаются фигуры Бомарше, герои «Свадьбы Фигаро». Граф, который, разумеется, для вида, отказывается от права «первой ночи», но тем не менее требует от молоденькой горничной первый поцелуй, первое объятие подарить ему. Паж Керубино, юный кавалер с милым, женственным лицом (на сцене его всегда играет женщина), единственная цель жизни которого — ухаживание, вечно вьется вокруг дам, но который, по мнению своего сиятельного покровителя, все же годен вести в битву целый батальон ... Такая обстановка, окружает печальную графиню, которая в конце XVIII века, как последняя носительница старинной морали, мечтает о супружеской верности, о счастливой семейной жизни. Каким же оружием может бороться против власти, законов, против права меча, против подлых, способных на все лакеев главный герой пьесы, слуга графа, Фигаро? Единственное оружие его — хитрость, свежий, неиспорченный ум, быстрота, с которой он на каждый удар отвечает новым, более губительным ударом! Он знает людей. Знает тщеславие этого блестящего, испорченного мира. Фигаро не провести утонченными жестами и словесной паутиной... Он отлично понимает, что он должен сражаться хитростью, кулаками, обманом, если хочет спасти свое счастье, защитить свою невесту от графа.
И «холоп», презренный простолюдин побеждает господина, графа, потому что он умнее, сильнее, порядочнее и здоровее духом, чем вельможа. Графом руководит лишь желание развлечься. Фигаро же борется за свое счастье. И победа заслуженно принадлежит ему.
Бомарше помещает своих героев в испанскую обстановку. По всей вероятности, он поступил так из-за строгой цензуры, которая не допустила бы критики французских нравов.