Опера. Из истории оперы — 6
14.06.2011 в 19:15.Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6
В XIX в. сформировались и другие национальные оперные школы, сыгравшие большую роль в духовной жизни народов. Это относится к Польше, Чехии, Венгрии и другим странам. Польский композитор С. Монюшко в «Гальке» с большой проникновенностью раскрыл трагическую судьбу крестьянской девушки, а в «Зачарованном замке» создал яркую картину быта старой Польши. Музыка Монюшко пронизана мелодикой и ритмами польских песен и танцев, согрета горячей любовью к родной стране.
В операх великих чешских композиторов Б. Сметаны, А. Дворжака, 3. Фибиха, Л. Яначека раскрыты картины жизни народа — его история, героическая борьба за свободу; отражены прошлое и современность. Создатель чешской оперы Сметана показал жизнь родного народа и в сфере трагедии («Бранденбуржцы в Чехии», «Далибор»), и светлого юмора, жизнеутверждающего оптимизма («Проданная невеста», «Поцелуй»). А последняя его опера-оратория «Либуше» — поэтический завет, обращенный к современникам и потомкам, гимн во славу родины и веры в ее будущее.
В украинской классической опере («Запорожец за Дунаем» С. Гулака-Артемовского, «Тарас Бульба», «Наталка Полтавка», «Утопленница», «Рождественская ночь» Н. Лысенко) отражены обе полярные стороны действительности — и комедия, и драма. Всего полнее, ярче и глубже жизнь украинского народа, его духовный склад и характер, его история и быт воплощены в музыке Лысенко, выросшей на почве фольклора. Опираясь на национальные традиции, композитор своеобразно претворил и принципы русской классической музыки, прежде всего Глинки. Перефразируя слова Стасова о том, что «Князь Игорь» Бородина — это младший брат «Руслана», можно сказать, что «Тарас Бульба» — это брат «Жизни за царя», близкий по крови и по духу, исполненный пламенной любви к родине. И в истории украинской музыки прекрасное произведение Лысенко сыграло роль, аналогичную опере Глинки в русской музыке.
В XX в. опера вступила в новую фазу развития и в то же время пережила кризис, давший повод утверждать, что она утратила связь с действительностью и обречена на вымирание. Впрочем, подобные пророчества слышались и ранее — во времена Моцарта, в эпоху Россини и Верди. Отрицать наличие кризиса было бы неверно, но он был обусловлен не тем, что оперный жанр будто бы утратил жизненную силу,— ведь классическая опера находила и находит живой отзвук у миллионов зрителей в наши дни. Кризис оперы в XX в. был обусловлен идейным кризисом общества, утратой контакта между композиторами и их аудиторией.
И все же слушатель встречал восторженно произведения, обращенные к его уму и сердцу. А если даже та или иная новая опера сперва не получала справедливую оценку, то ведь и ранее многие шедевры, даже произведения Моцарта, Бетховена, Верди, Бизе, не сразу находили понимание у зрителей и критики.
Жизненность оперы XX в. подтвердили произведения Дж. Пуччини, Р. Штрауса, Л. Яначека, К. Дебюсси, М. Равеля, А. Берга, П. Хиндемита, Б. Бриттена, К. Орфа, С. Прокофьева, Д. Шостаковича и многих других композиторов. Не может устареть жанр, в котором отражены проблемы, волнующие человечество; жанр, в котором сливаются музыка, поэтическое слово, сценическое действие; жанр, обращенный к разуму и душе человека.
А. Гозенпуд