Опера. Из истории оперы — 4
14.06.2011 в 19:12.Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6
Опера создавшей этот жанр Италии проникнута одухотворенным лиризмом, сила ее воздействия обусловлена пленительной, страстной и вместе с тем пластически ясной мелодикой. Привлекая слушателей всей Европы своим гедонизмом, театрально-эффектным, блестящим выражением чувства, она обращалась к значительным темам и образам.
В стране, освобождение которой от чужеземного владычества и объединение наступило лишь в 1870 г., развитие искусства было в решающей степени связано с воплощением героико-патриотической идеи. В условиях жестокого подавления австрийскими властями любого проявления свободомыслия художники вынуждены были прибегать к маскировке, обращаться к историческим и легендарным сюжетам. Но зрители узнавали в героях Древнего Востока и средневековых рыцарях своих современников. В героической опере громовые рукоплескания публики вызывал призыв к отчизне. К этому великому образу обращались крупнейшие композиторы Италии. Верность долгу, гражданственность, духовное величие и мужество характерны для «Танкреда», «Семирамиды» и в особенности для «Вильгельма Телля» Дж. Россини, для «Нормы» и «Пуритан» В. Беллини, «Марино Фальеро» Г. Доницетти, «Набукко», «Ломбардцев» и «Битвы при Леньяно» Верди. Мысль о родине определяла основную идею произведения и тогда, когда фабула, казалось, была связана только с драмой несчастной любви.
Пристальное внимание итальянских композиторов привлекает судьба героя в мире насилия и жестокости, разрушающем счастье. Психологическая тема нередко выступает как социальная — например, в «Лукреции Борджа» Доницетти, «Луизе Миллер» Верди. А социальное — конфликт между устремлениями личности и враждебным ей общественным укладом — может опять-таки связываться с патриотической идеей. Беллини, воплощая образы «Ромео и Джульетты» Шекспира в опере «Капулетти и Монтекки», истолковал вражду двух семей как проявление феодальной междоусобицы, препятствовавшей национальному единству.
Одним из основных жанров итальянского музыкального театра оставалась опера-буффа, достигшая высокого расцвета в творчестве Россини и Доницетти. Конечно, и в этой области произошли существенные изменения: сохранив полнокровный юмор, опера обрела большую психологическую правдивость, театральные маски стали живыми людьми, лирика одухотворила их. Усилилась и демократическая тенденция. Если в очаровательном «Севильском цирюльнике» Дж. Паизиелло главным героем, вызывавшим сочувствие зрителей, был одураченный Бартоло, то в «Севильском цирюльнике» Россини все развитие действия определяет умный, дерзкий, находчивый сын народа Фигаро — он борется и побеждает скупого, злого, подозрительного Бартоло.
Великолепные образцы комической оперы в конце XIX и в начале XX в. создают композиторы, всего ярче проявившие себя в музыкальной трагедии и драме,— речь идет о «Фальстафе» Верди и «Джаннн Скикки» Пуччини. Конечно, вдохновленное Шекспиром сочинение Верди можно лишь с некоторой условностью отнести к опере-буффа — так своеобразно, оригинально переосмыслил композитор ее образное содержание и структурные закономерности. Гениальное произведение, как бы венчающее двухвековой путь развития жанра, являет высочайшее единство лирики и буффонады, веселья и грусти.
В творчестве Верди, одного из величайших музыкальных драматургов XIX, и не только XIX в., итальянская опера достигла вершины развития. Крупнейший композитор Италии, убежденный демократ, он был художником социальным, правдивым в раскрытии судеб народа и отдельной личности. В центре его первых опер стояли конфликты национальные, общественные, религиозные — это были гигантские зеркала истории, в которых зрители могли увидеть отражение судьбы своей отчизны. И позднее, когда композитор обратился к другим темам и воплощал, казалось бы, только личную драму, он сохранил верность социальной проблематике. Его внимание привлекали герои, восстающие против несправедливости, или люди обездоленные, жертвы жестокости. Им — будь то Эрнани или Риголетто, Виолетта или Манрико и многие другие — отданы его симпатии.
С неменьшей силой воплотил композитор ненавистную ему стихию зла. Великий музыкант-психолог раскрыл сложность и противоречивость человеческой натуры, борьбу чувств, напряжение страстей.
Верди воссоздал в своих операх образы великих поэтов и драматургов — Шиллера, Байрона, Гюго. Но, быть может, всего ближе его гению был творец «Отелло» — и неслучайно, обратившись к этому сюжету, Верди оказался конгениальным Шекспиру.
Французская опера в XIX в. развивалась, как и ранее, в двух основных жанровых направлениях, хотя, разумеется, структура драматических и комических опер уже во многом отличалась от прежней.
Первые героические оперы, созданные в эпоху Наполеона I, — «Весталка» и «Фернан Кортес» Г. Спонтини — носили открыто воинствующий характер, они отвечали имперской политике государства. В дальнейшем содержание серьезной оперы эволюционировало, при сохранении внешней пышности постановки. Возникла так называемая «большая опера», которая обращалась к историческим темам, напряженным ситуациям, резким контрастам, действие ее почти всегда завершалось трагической развязкой. Среди наиболее значительных произведений этого жанра — «Немая из Портичи» Д. Ф. Э. Обера, «Гугеноты» и «Пророк» Дж. Мейербера.
Постепенно менялись предъявляемые к опере требования: время нуждалось в произведениях более правдивых, пусть и менее эффектных в постановочном отношении. Ведь и в литературе происходили изменения, все более утверждался реализм. На смену «большой опере» пришла опера лирическая, в которой внимание композитора сосредоточивалось на внутреннем, душевном мире героев, чаще всего — женщины, как носительницы поэтического начала. Так появились «Фауст», «Мирей», «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно, «Миньон» А. Тома и другие произведения.
Комическая опера также претерпела изменения, ее содержание расширилось и обогатилось, иногда благодаря обращению к социальной теме. Нередко комизм приобретал драматический, а иной раз — романтический характер («Белая дама» А. Буальдьё, «Если бы я был королем» А. Адана). Появляются комические оперы-сказки, феерии, произведения бытовые, исторические. А так как одним из самых влиятельных авторов комических опер был Обер — автор «Немой из Портичи», а его либреттистом был Э. Скриб, то нередко грань, отделяющая комическую оперу от «большой», стиралась. Можно сказать, что постепенно рождался и формировался жанр, совмещающий трагедию и комедию, подобно тому как это происходило в драматическом театре.
Реализм вторгся и в область оперы, одержав решающую творческую победу в «Кармен» Ж. Бизе. Лишь формально (чередование вокальных и разговорных сцен) можно отнести это произведение к группе комических опер. «Кармен» — подлинная музыкальная психологическая драма, действие которой происходит в среде работниц табачной фабрики, солдат, контрабандистов. В известной мере она послужила образцом для веристских опер итальянских композиторов рубежа XIX и XX вв. — Р. Леонкавалло, П. Масканьи и крупнейшего из них, Дж. Пуччини.
А. Гозенпуд