Биргит Нильсон

04.12.2010 в 20:00.
Биргит Нильсон

Шведская певица Биргит Нильсон вошла в историю оперного искусства как блестящая исполнительница сопрановых партий в операх Рихарда Вагнера. Этому способствовал не только сильный голос, легко перекрывающий мощную оркестровую фактуру, характерную для произведений этого композитора, но и кристальная чистота верхнего регистра, и исключительный контроль дыхания.

Родина певицы – небольшой городок Вастра Каруп, расположенный в Сконе, в сотне километров от Мальмё. Детство ее прошло на родительской ферме, где девочка с ранних лет приобщалась к крестьянскому труду. Музыкальная одаренность ее проявилась рано: маленькая Биргит подбирала на игрушечном пианино знакомые мелодии, а позднее пела в хоре церкви. Руководитель заметил ее талант и посоветовал обучаться вокалу. Ее первый наставник Рагнар Бленов сразу предрек ей великое будущее – но это всё, что он мог для нее сделать: Биргит Нильсон не сохранила о нем добрых воспоминаний и утверждала, что он мало чему ее научил.

Настоящее обучение искусству пения началось в Королевской академии музыки в шведской столице, куда двадцатитрехлетняя Нильсон поступила против отцовской воли – ведь других детей в семье не было, и отец рассчитывал, что она унаследует ферму, поэтому давать дочери деньги на учебу он отказался. На помощь пришла мать: поддерживая Биргит в решении связать свою жизнь с искусством, она из своих личных сбережений выделяла дочери деньги.

В Академии Биргит обучалась под руководством Арне Санегарда, а также Джозефа Хислопа, но она не считала, что эти педагоги сыграли большую роль в ее творческом становлении. Певица всегда утверждала, что всему научилась сама, а лучшим «учителем» называла сцену. Ее первое выступление относится к 1946 году, и состоялось в Стокгольме. Дебют был обусловлен случайностью: заболела исполнительница роли Агаты в опере Карла фон Вебера «Вольный стрелок», и ее пришлось срочно заменить молодой исполнительницей… Так начинается множество творческих биографий, вот только успешным этот дебют не стал: Лео Блех, дирижировавший этим спектаклем, был весьма разочарован выступлением Биргит, и некоторое время певице не давали центральных партий. Удача улыбнулась ей в следующем году: успешно пройдя прослушивание, певица прекрасно выступила в роли Леди Макбет в опере Джузеппе Верди, дирижировал этим спектаклем Фриц Буш. Вскоре последовали другие партии: Донна Анна в моцартовском «Дон Жуане», Маршальша в «Кавалере с розой» Рихарда Штрауса, заглавная партия в вердиевской «Аиде» – все эти роли Нильсон исполняла на шведском языке. Там же – в Стокгольме – она впервые проявила себя в вагнеровской опере, исполнив партию Зиглинды в «Валькирии».

Сотрудничество с Фрицем Бушем, с которого началось восхождение певицы к вершинам славы, продолжалось. В 1951 году артистка выступила с этим дирижером на фестивале в Глайндборне, исполнив партию Электры в моцартовском «Идоменее». Два года спустя она впервые выступила в Венской опере, и в последующие двадцать пять лет пела там регулярно, а в 1954 году Нильсон впервые пела на Байрёйтском фестивале. Ее дебютом на этом вагнеровском фестивале была партия Эльзы в «Лоэнгрине», позднее она пела Зиглинду, Изольду. Роль Брунгильды она впервые исполнила не в Байрёйте, а в Баварской опере, где была поставлена полностью тетралогия «Кольцо нибелунга». Эта же партия стала дебютом Нильсон в лондонском театре «Ковент-Гарден», а ее первое выступление в «Метрополитен-опера» состоялось в 1959 году.

Годом раньше она дебютировала в «Ла Скала» в роли «Турандот». Примечательно, что эту сложную партию она называла «отпускной» (то есть такой, на которой можно отдохнуть). Певица утверждала, что если партия Изольды помогла ей стать знаменитой, то роль Турандот сделала ее богатой. И Нильсон действительно была весьма богата – даже по меркам оперных звезд. Этому способствовал не только талант, но и деловая хватка: она умела добиваться своего при переговорах. Нет, она не устраивала скандалов – она лишь уклончиво отвечала: «Возможно», пока импресарио не предлагал ей таких условий, каких хотела она.

Голос и техника Биргит Нильсон поражали воображение. Перед исполнением партий в вагнеровских операх она распевалась на… арии Царицы ночи из моцартовской «Волшебной флейты» – одной из сложнейших арий сопранового репертуара. Безупречное владение дыханием позволяло певице эффектно держать высокую ноту так долго, что этой иной раз приводило к курьезным случаям – так, однажды во время ее выступления в театре «Арена ди Верона» люди, находившиеся за пределами амфитеатра, приняли ее тянущееся верхнее «до» за… пожарную сигнализацию.

Биргит Нильсон завершила сценическую карьеру в 1982 году. В последующие годы она жила на родине – в провинции Сконе, где организовывала концерты знаменитых оперных певцов. Последнее выступление певицы состоялось в 1996 году – Нильсон исполнила клич Брунгильды из «Валькирии» в «Метрополитен-опера» на юбилее американского дирижера Джеймса Ливайна.

Биргит Нильсон ушла из жизни в 2005 году.

Имя певицы носит премия, учрежденная в 2009 году, ее первыми лауреатами стали Пласидо Доминго и Риккардо Мути.

Публикации

Главы из книг

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова