Опера Фридриха фон Флотова «Марта»
12.01.2011 в 17:10.Опера в 4-х действиях Фридриха фон Флотова; либретто В. Фридриха (Ризе) по спектаклю-пантомиме В. де Сен-Жоржа «Леди Гарриет».
Первая постановка: 25 ноября 1847 г., Вена.
Действующие лица: Леди Гарриет Дюрам (сопрано), Нэнси (меццо-сопрано), Лионель (тенор), Пламкет (баритон), Лорд Тристан Майклфорд (бас). Cлуги, служанки, арендаторы, крестьяне.
Действие происходит в Англии, в начале XVIII века.
Действие первое
Картина первая. Комната в доме леди Гарриет. Леди Гарриет, пресытившись придворной жизнью, жаждет подлинной любви. Дурное расположение духа леди вымещает на тщеславном франте лорде Майклфорде. Когда жители деревни, спеша на ярмарку в Ричмонд, с песнями проходят перед домом, она решает инкогнито поглядеть хоть раз, что там за жизнь.
Картина вторая. На ярмарке в Ричмонде полно народу. Лионель и Пламкет ищут служанку. Лионель, друг и воспитанник крестьянина-арендатора Пламкета, ничего не знает о своём отце, который, со хранив в тайне своё имя и звание, умер в Ричмонде. Сыну он оставил кольцо. В случае крайней необ ходимости Лионель должен послать кольцо королеве, и та сразу же поможет его обладателю. Судья объявляет об открытии ярмарки и читает королевский указ, согласно которому, слуги, подписавшие контракт, обязаны прослужить у своего хозяина не меньше года. Многие крестьяне сразу же находят подходящих слуг, и только Лионелю и Пламкету не везёт.
Появляются переодетые крестьянами леди Гарриет, Нэнси и лорд Майклфорд. Они заходят в своей шутке так далеко, что нанимаются в услужение к Пламкету с Лионелем, заключают договор и по лучают аванс. Однако шутка превращается в действительность: согласно указу они должны в течение целого года служить у Пламкета.
Действие второе
Комната в доме Пламкета. Хозяева дают наставления слугам, которые ничего не умеют делать и весьма неохотно повинуются. Поскольку Пламкет без ума от Нэнси, а Лионель от Гарриет, назвавшейся Мартой, то они дружески обращаются со своими неловкими служанками. Леди Гарриет-Марта совершенно очаровывает Лионеля песней о последней розе. Однако она отвергает любовные признания Лионеля, хотя и в ней пробуждается чувство к нему.
Все удаляются на отдых. Но "слуги" скоро возвращаются, и, когда под окном появляется лорд Майклфорд и требует, чтобы девушки немедленно бeжали, они следуют за ним.
Действие третье
Трактир на опушке леса. Пламкет и другие жители деревни хотят посмотреть, как охотится королева. Нэнси в кругу охотниц восхваляет роскошную охоту. Пламкет узнаёт в Нэнси свою служанку и хочет увести её с собой, но его прогоняют охотницы. Лионель, оставшись один, повторяет песню о последней розе и тоскует о том, что его любимая исчезла. Юноша бесцельно бродит по лесу. Леди Гарриет тоже признаётся себе в чувстве к Лионелю. Однако, когда появляется Лионель и бросается к её ногам, девушка говорит, будто никогда в жизни его не видела. Прибывают охотники. Никто не верит словам Лионеля, что знатная леди служила у него горничной. Более того, Гарриет объявляет, что Лионель сумасшедший. Лионеля хватают и уводят. Но юноше удаётся передать Пламкету своё кольцо с тем, чтобы тот вручил его королеве.
Действие четвёртое
Картина первая. Комната в доме Пламкета. Благодаря кольцу выяснилось, что Лионель не кто иной, как сын безвинно изгнанного графа Дерби. Леди Гарриет приезжает к нему с этой счастливой вестью и одновременно предлагает ему сердце и руку. Однако теперь Лионель отвергает женщину, которая раньше отказалась от него столь жестоко. Пламкет и Нэнси, очень быстро понявшие друг друга, обещают помочь Гарриет.
Картина вторая. Ярмарочная площадь в Ричмонде. Леди Гарриет и Нэнси - снова в крестьянской одежде - встречаются с Лионелем и Пламкетом. Гарриет хочет наняться в служанки к своему любимому и готова ради него отказаться от блеска и роскоши. Лионель уже не в силах противиться, и при все общем ликовании крестьян двое влюблённых находят друг друга.
Немецкого композитора Фридриха фон Флотова нельзя причислить к самым известным. Современник и почти ровесник Джузеппе Верди и Рихарда Вагнера, он словно «затерялся в тени» этих оперных титанов. Между тем, современникам его имя было известно хорошо. Мы расскажем об опере Флотова, пользовавшейся особой популярностью в XIX столетии — «Марта или Ярмарка в Ричмонде».
История ее начинается… с балета под названием «Леди Генриетта», который Флотов создал в 1844 г. Сюжет так увлек публику, что в 1846 г. композитор Эдуард Штигман сделал его основой оперы — впрочем, она недолго продержалась в репертуаре. Год спустя сам Флотов написал оперу на сюжет собственного балета. В сюжет были внесены некоторые изменения — появился новый персонаж, благодаря чему наряду с лирической парой возникла комическая (в будущем это станет характерной чертой оперетты… примечательно, что с «отцом оперетты» Жаком Оффенбахом Флотов был знаком и некоторое время аккомпанировал ему — виолончелисту — на фортепиано).
Фрейлина Нэнси развлекает скучающую госпожу леди Гарриет, напоминая ей о подарках ее поклонника Тристана. Но цветы раздражают ее, драгоценности чрезмерно блестят, да и сам лорд не слишком привлекателен — немолод и назойлив. Прибывает сам лорд Тристан. Он предлагает дамам отправиться на прогулку, но леди Гарриет предпочитает развлекаться по-иному, требуя то подать ей веер, то закрыть окно, то открыть. Слышится хор батрачек, отправляющихся на ричмондскую ярмарку, на которой фермеры нанимают себе прислугу. Леди Гарриет придумывает новое развлечение: пойти туда под видом батраков — ведь там будет так весело! Тристан поначалу с негодованием отказывается от затеи, недостойной аристократов, но, услышав упрек в отсутствии любви, он соглашается.
Облачась в крестьянские костюмы, герои отправляются на ярмарку, назвавшись Мартой, Юлией и Бобом. Туда же приходят два молодых фермера — Лионель и Плумкет, из дуэта которых мы узнаем об их прошлом: отец Лионеля — изгнанник — вместе с сыном нашел приют в доме отца Плумкета. Умирая, он отдал мальчику кольцо, чтобы тот передал его королеве, когда потребуется помощь. Фермеры обращают внимание на Марту (Гарриет) и Юлию (Нэнси), им нравятся хорошенькие девушки, и друзья решают их нанять. Дамы с удовольствием включаются в «игру», несмотря на протесты Тристана — и только получив задаток, осознают, что «заигрались»: по закону, после получения задатка необходимо отработать не меньше года.
По прибытии на ферму выясняется, что «служанки» ничего не умеют, фермерам приходится показывать им, как надо прясть. Но хозяева не сердятся, а Лионель испытывает нежность к Марте, по его просьбе девушка поет песню «Последняя роза лета». Когда фермеры укладываются спать, подоспевший Тристан открывает снаружи окно, и дамам удается сбежать. Разбуженные шумом Плумкет и Лионель думают, что в дом забрались воры, но скоро обнаруживают побег.
Плумкет пьет и развлекается в трактире. Заслышав звуки рогов, он отправляется взглянуть на королевскую охоту. Среди дам, сопровождающих королеву Анну, он узнает одну из сбежавших батрачек (Нэнси) и гневно велит ей отправляться домой, но его оттесняют. Появляется Лионель, напевающий «Последнюю розу лета». А вот и леди Гарриет, ее сопровождает Тристан, но она отсылает его и в одиночестве напевает песню. Услышав ее голос, Лионель радостно бросается к ней, но она делает вид, что не знает его. Приходят Тристан, Нэнси, Плумкет, затем — участники королевской охоты. Лионель пытается рассказать правду, но его сначала называют сумасшедшим, а затем арестовывают. В последний момент он успевает отдать Плумкету кольцо, чтобы тот передал его королеве.
Благодаря милосердию королевы он освобожден. Леди Гарриет и Нэнси приходят на ферму, чтобы попросить прощения, но Лионель не желает видеть коварную даму. Тогда леди сообщает, что именно она передала королеве кольцо, и оказалось, что он — сын графа. Но юноша с негодованием бросает к ее ногам документ о своем дворянском происхождении. Тем временем Нэнси и Плумкет тоже увлечены друг другом.
Надеясь смягчить сердце возлюбленного, леди Гарриет подговаривает селян инсценировать ярмарку. Увидев ее в образе «Марты», юноша вновь испытывает нежные чувства к ней. Дама уверяет, что сможет стать не только хорошей служанкой, но и хорошей женой. Лионель покорен, Нэнси и Плумкет тоже счастливы вместе.
Этот увлекательный сюжет был изложен в ясных и простых, но прекрасных мелодиях, самой известной из которых стала «Последняя роза лета», в ритмах популярных танцев своего времени — польки, галопа, кадрили. Но не только этим привлекла современников «Марта»: черты французской комической оперы в ней органично сочетаются с немецкими интонациями и итальянской мелодизированностью речитативов. Через три месяца после триумфальной премьеры в Вене, состоявшейся в 1847 г., последовала не менее успешная премьера в Германии, ставшая для Ференца Листа дирижерским дебютом. «Марта» триумфально шествует по миру: Будапешт, Прага, Лондон, Рим, Милан, Нью-Йорк… В 1856 г. состоялась российская премьера. В ХХ столетии ее ставили не так часто, но и в XXI веке она иногда появляется на сцене разных театров мира.
Публикации
- «Марта». Музыкально-исторический этюд (окончание) (operanews.ru) (13.05.2012 в 11:45)
- «Марта». Музыкально-исторический этюд (operanews.ru) (06.05.2012 в 14:33)