Колокола (оркестровые)
06.06.2011 в 15:01.Заканчивается опера Глинки «Иван Сусанин». Народ, собравшийся на Красной площади, празднует победу над поляками. Знаменитый хор «Славься» звучит торжественно и мощно, а в самом конце к нему присоединяется колокольный звон. Гремит, переливается он под сводами театрального зала.
Неужели настоящие колокола? Конечно, нет. Такие колокола, какие раньше висели на церковных звонницах, какие вы можете увидеть и услышать в кино или представить по знаменитому Царь-колоколу в Кремле, невозможно поместить в оркестре. Оркестровые колокола - это небольшие металлические трубки или пластинки, подвешенные на перекладине. Их заставляют звучать, ударяя колотушкой, обтянутой кожей (следовательно, колокола - ударный инструмент). Применяют их, главным образом, в музыке для театра, там, где нужно изобразить колокольный звон - в «Иване Сусанине», в «Борисе Годунове» Мусоргского, в «Сказке о царе Салтане» Римского-Корсакова. И звон получается самый настоящий, потому что оркестровые колокола очень точно воспроизводят звучание настоящих колоколов.
Колокола вошли в оркестр в эпоху Великой французской революции. Впервые их использовал в своих произведениях композитор Керубини.
Л. В. Михеева
Это оркестровый инструмент, который имитирует звучание настоящего колокола. Он состоит из 12-18 труб-цилиндров разной величины, звук извлекается ударом специального молотка с головкой, обтянутой кожей. Колокола можно услышать в эпилоге "Ивана Сусанина" М. И. Глинки, в "Поэме экстаза" А. Н. Скрябина, во многих современных произведениях для оркестра.
М. Г. Рыцарева