Шандор Соколаи. Опера «Кровавая свадьба»
Глава №157 книги «Путеводитель по операм — 2»
К предыдущей главе К содержаниюОпера в трех действиях. Либретто Дюлы Ийеша по мотивам драмы Гарсиа Лорки.
Премьера — 1964 г. в Будапеште.
Опера «Кровавая свадьба» написана по мотивам известной драмы Гарсиа Лорки. Действие оперы происходит в Испании. Две мощные силы движут персонажами: любовь и кровная месть.
Речь героев немногословна, суровые древние законы и тяжелый труд сформировали их характеры. Жизнь их жестока, страсти разрушительны. Картины оперы так же лаконичны, как и ее герои. Сталкиваются крайние противоположности. Сватовство, идиллическая картина свадебной церемонии в одно мгновение разрушается, как бы под действием злых чар.
Девушка не любит жениха, и когда встречается со своим настоящим возлюбленным, убегает с ним.
Но счастливый побег влюбленных неминуемо влечет их к гибели, так как они восстали против беспощадных законов деревни.
В центре действия оперы, в сущности, стоит монументально изваянный символ сплоченности семьи: мать. Она рано овдовела, и самым ненавистным оружием в ее глазах является нож. Нож — виновник ее вдовства. Нож — символ кровной мести.
Но когда на свадьбе сына похищают невесту, мать, жертва кровной мести, страстно ненавидящая нож, сама организует облаву на беглецов. Она знает, что в этом столкновении единственный ее сын погибнет, так же как погиб его отец.
Влюбленные прячутся в лесу. Кольцо преследователей тесно смыкается вокруг них.
Влюбленный, похитивший невесту, восставший против древних законов, против семьи и деревни, и покинутый жених гибнут от руки друг друга.
Над телом умершего сына, как каменная глыба, не проронив ни единой слезы, стоит мать.
Кровная месть когда-то погубила ее мужа. Теперь — сына. Но мать сама была демоном кровной мести. Она хотела этого. Этого требовал древний закон жизни.