Онеггер. «Жанна д'Арк на костре»
Глава №122 книги «Путеводитель по операм — 2»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюДраматическая оратория Артура Онеггера на сюжет поэмы Поля Клоделя.
Премьера — в 1938 году в Базеле.
Действующие лица: Жанна д'Арк — роль без пения, Брат Доменик — роль без пения; Богоматерь — сопрано; Святая Маргарита — сопрано; Святая Екатерина — альт; Поркус — тенор.
Действие происходит в Руане в 1431 году.
Связанная Жанна ожидает своей участи. К ней входит брат Доменик; в руках у него книга, повествующая о геройской истории Жанны. Монах начинает читать. Он читает о судьях, вершащих суд над святой девой. Судилище возглавляет Поркус, то есть свинья; присяжные — блеющие овцы. Судейский писарь — осел.
Жанна кротко вопрошает: как попала она в лапы такого судилища?
Брат Доменик рассказывает, что здесь она благодаря воле придурковатого короля, который придумал глупую карточную игру. В этой игре четыре короля, четыре королевы и четыре валета. Французского короля сопровождает властительница «Тупость», его величество английский король ведет под руку злую герцогиню «Самоуверенность», супруга правителя Бургундского ведет злобного владыку «Мне-всего-мало», а четвертого короля — императора Морза — ведет грязное «Распутство». Четыре короля и четыре дамы проиграли жизнь Жанны.
Звучит колокол души...
Своей последней молитвой Жанна д'Арк призывает своего святого-хранителя. Она вспоминает о былой славе, с которой она шла на битву за свой народ, свою родину, своего короля. Как виденье, возникает перед ней Реймский собор и коронование.Взметнулось пламя костра. Брат Доменик исчезает, и Жанна остается наедине с мучительными сомнениями. Искуситель является ей в обличье священника, пытаясь уговорить отказаться от своей веры, признать, что все было лишь заблужденьем и ничем больше. В самый критический момент искушенья раздается голос Богоматери, и Жанна д'Арк покоряется своей участи. Она избирает смерть на костре, отвергая трусливое отреченье.
Героиня драматической оратории — Жанна д'Арк, Орлеанская дева (1412—1431), одна из замечательных героических фигур французской истории. Крестьянская девушка, она в отчаянии взирала на судьбу разлагавшейся, идущей к гибели Франции. Шла опустошительная Столетняя война между Англией и Францией. Французский народ нищал, целые провинции были разорены, а важнейшие крепости, порты и наиболее богатые города оказались в руках англичан. Жанна д'Арк, преодолев все общественные предрассудки, поборов вражду со стороны аристократии, предстала перед французским королем Карлом VII, убедила его в своем божественном призвании и, получив войска и оружие, стремительно подошла к осажденному Орлеану и 29 апреля 1429 года нанесла поражение штурмовавшим город англичанам. Это было только началом. Юная крестьянка одерживала победу за победой. Не прошло и четверти года, как Жанна коронует Карла VII, который еще совсем недавно, не имея ни власти, ни армии, ни короны, был всего лишь чем-то вроде тени правителя. После коронации в Реймсе звезда Жанны начинает гаснуть. Поход на Париж кончился неудачей, а позже, при защите города Компьен молодую предводительницу предают ее друзья, и Жанна попадает в руки англичан. Пришельцы не довольствуются казнью патриотки. Они хотят доказать, что она повинна в ереси и колдовстве. Осуществить подлую расправу с верной дочерью своего народа берется епископ Бовэ (Пьер Кошон — Свинья — Поркус). Заумными вопросами из теологии мучает он девушку, идущую на смерть. Жанна блестяще выдерживает и это испытание, заставляя отступить ученого служителя бога. Но судьи и без этого уже вынесли ей смертный приговор. Однако, будучи неграмотной, она поставила вместо подписи под протоколом крест, а в протоколе было сказано: она признает себя виновной в причастности к ереси и колдовству. Поэтому приговор был изменен: пожизненное заключение. Позже Жанна отказалась признать этот приговор и предпочла пойти на костер, нежели запятнать трусостью дело, за которое она боролась вместе со всем французским народом.
Французский король не сделал ничего для освобождения патриотки. Только после ее смерти он распорядился, чтобы в день казни память ее почиталась проповедью искупления и крестным ходом. Позже его величество соизволило даже назначить пересмотр дела, но это уже не могло изменить судьбы крестьянской девушки, сожженной инквизиторами.
Автор либретто — Поль Клодель (1868—1955) принадлежал к так называемому католическому крылу современной французской литературы. Он — поэт-мистик, который в современной и рационалистической по традициям французской духовной жизни искал загадочные связи между религией и человеком. Человек большой культуры, в котором соединялись знания как библии, так и древнегреческих и римских классиков, как мира Шекспира и Данте, так и подобной церковному гимну поэзии французского средневековья, облада зший незаурядным талантом, он смело может быть причислен к выдающимся мастерам стиха. Тем не менее его ретроградное мышление, обращение к прошлому, проводят резкую грань между ним и подлинными вождями французской культуры.
Поэма «Жанна на костре», хотя в ней и представлен весь мистический реквизит Клоделя, все же означает поворот в творчестве поэта. В ней Клодель примыкает к прогрессивной литературе, возглавляемой Арагоном. Поэма является пламенным обвинением тирании, которая в одинаковой мере покрывает преступления, безразлично, совершены ли они под маской грабительского английского королевства или гитлеровской Германии; поэт произносит жестокий приговор над алчным епископом и стоящими за ним темными силами, и в то же время в блеске апофеоза представляет читателю простую крестьянку, служащую правому делу.