Шарль Гуно. Опера «Фауст»
Глава №98 книги «Путеводитель по операм — 2»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюВ день национального праздника французского народа, в годовщину взятия Бастилии, на сцене парижской оперы почти всегда раздаются звуки «Фауста» Гуно. Этот шедевр стал подлинно национальной оперой, несущей для самых широких масс наслаждение чистой, возвышающей людей музыкой.
Французский народ по праву считает творение Гуно одним из характернейших своих сокровищ искусства. Гуно — плоть от плоти француз. Его мелодии, аккорды прозрачны, чисты; музыкальные формы отшлифованы, словно драгоценные камни, которым рука опытного мастера придала окончательную форму.
Свое главное произведение, оперу «Фауст», Гуно принес на сцену в 1859 году, то есть в тот период, который смело можно назвать эпохой стиля зрелищных эффектов на оперной сцене. Вокальные партии тогдашних опер заполнялись громкими, раздирающими кулисы тирадами, оркестр играл раскатистые, помпезные марши, а на сцене двигались скорее куклы, набитые паклей, чем исполненные подлинных страстей люди. Гуно со своим музыкальным вкусом француза, с присущим ему чувством меры представляет настоящее искусство даже в стилевых рамках «большой оперы». Композитор не преклоняется перед дешевым вкусом буржуа: вместо рева оркестра он дает прекрасную музыку, а вместо лжегероев выводит на сцену подлинные чувства.
Главное достоинство Гуно-композитора — мелодии и умение изображать человека. Кто хоть однажды слушал «Фауста», тому не забыть сияющую прелестью русых кос, чистой душой Маргариту, не забыть говорливую, жизнерадостную Марту, простого и отважного Валентина ... Незабываем и демонический образ Мефистофеля, символизирующего тлетворную силу и чары золота; неизгладима из памяти фигура доктора Фауста, ученого, в душе которого горит желание вернуть утраченную молодость, найти любовь, мимо которой он прошел, не поняв ее, так как чтил науку, колбы, мензурки, книги и секстаны больше, чем поцелуи, счастье, радость юности.
Шарль Франсуа Гуно рано изведал успех. В 21 год за одну из своих кантат он получил Римскую премию. После двухлетнего пребывания в Италии он возвращается в Париж и занимает место руководителя хора и органиста в одной из школ. Два его симфонических произведения, исполненные Обществом молодых артистов, приносят ему серьезный успех.
Главное свое произведение, оперу «Фауст» Гуно написал, когда ему исполнилось 40 лет. Сначала опера звучит с подмостков «Театре лирик», но не вызывает особых откликов. Не принесла успеха и повторная постановка.
Через 10 лет после премьеры оперу ставят на сцене «Гранд- Опера», и тут-то и заблистала вся красота этого замечательного произведения. Вскоре «Фауста» ставят в оперных театрах всех европейских стран, и с тех пор бессмертное произведение Гуно является одним из наиболее любимых публикой спектаклей.
После «Фауста» Гуно пишет еще целый ряд произведений, однако из них большой успех имела только опера «Ромео и Джульетта». Гуно достиг значительных успехов и в области педагогики. Среди его учеников были Бизе, Делиб, Сен-Санс и Массне.