Жак Франсуа Фроманталь Галеви
Глава №91 книги «Путеводитель по операм — 2»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюГалеви был типичным вундеркиндом. В парижскую консерваторию его приняли десяти лет. В 1811 году, когда мальчику едва исполнилось одиннадцать лет, ему присуждают приз, через год ему присуждают приз вторично и Керубини берет его в ученики. В 1819 г. он получает Римскую премию за кантату, а в возрасте 20 лет находится в центре внимания музыкального мира. В истории французской музыки он был одним из самых юных обладателей Римской премии.
По возвращении из Рима Галеви приходится вести серьезную борьбу за то, чтобы осуществились его намерения, но лишь через 30 лет он увидел свое произведение на сцене. Признание принес ему Итальянский театр, на подмостках которого снискали себе мировую славу Доницетти, Россини и Беллини.
Оперу Галеви «Клара» показывает театр Россини, причем в главной роли выступает крупнейшая певица-звезда, легендарная Малибран.
Следующий значительный шаг в творчестве Галеви — балет «Манон Леско», поставленный в мае 1830 года. И, наконец, 23 февраля 1835 года перед новой оперой композитора «Жидовка» открываются двери «Гранд-Опера». Успех «Жидовки» был исключительным. Такими бурными аплодисментами награждались лишь Мейербер, Россини и Гуно.
Галеви пишет еще 25 опер, много кантат, балетов, интермеццо. Однако такого успеха, как «Жидовка», они не имеют, хотя в идеях и хороших либретто недостатка у него не было. Вот названия некоторых его опер: «Три Мушкетера», «Буря» (по Шекспиру), «Пиковая дама» (по мотивам Пушкина), «Ноев ковчег»... Эти произведения, хотя и шли с большим или меньшим успехом в театрах, но в скором времени снимались с репертуара.
При жизни Галеви, столь богатой успехами, на него буквально обрушивался поток званий и чинов. Он и академик, и профессор консерватории, и кавалер ордена Почетного легиона, действительный и почетный член множества музыкальных и художественных учреждений. Но история музыки сохранила лишь печально-нежные мелодии «Жидовки», этот особый мир напевов, объединивший в себе традиции французской оперы, гибкие восточные мотивы и незаурядную сценическую изобретательность автора.
Память о Галеви хранят и сотни страниц его замечательного дневника. Два тома его «Воспоминаний и портретов» дают широкую картину музыкальной жизни первой половины XIX столетия.
Галеви вел большую деятельность и как педагог, среди его учеников были Сен-Санс, Гуно и Бизе. Последний стал его зятем и завершил работу над незаконченной оперой Галеви «Ноев ковчег».