Социальный фон оперы «Галька»
Глава №81 книги «Путеводитель по операм — 2»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюЛибреттист «Гальки» переносит действие оперы в XVII век, в ту эпоху, когда власть феодала была наиболее полной и «пан» распоряжался не только трудом, домашним очагом, хлебом, но и жизнью крепостного.
Монюшко и автор либретто использовали XVII век в качестве защитного покрывала, так как в «Гальке» недвусмысленно изображалась эпоха Монюшко. К позорному столбу ставится польский помещик, дворянин, проводящий время в пирушках, в погоне за наслаждениями, помещик, который, хотя и отказался от «права первой ночи» и «права палаша», но все еще считает законной добычей женщин и девушек своего поместья.
Герсй оперы, молодой крестьянин Йонтек преданно любит Гальку и готов пойти на все, чтобы спасти девушку от гибели. Именно поэтому он прямо и открыто говорит, что неимущая, обездоленная Галька никогда не сможет найти счастье с богатым, надменным баричем. Характерными, резкими штрихами обрисованы в «Гальке» крестьянские фигуры. Они жадно пьют вино и едят жаркое, сунутое им, как подаяние, но уже видят, что ждет их завтра, после праздника.
Либреттист Вольский не только создает напряженные драматические ситуации, но заставляет звучать нежный, лирический голос народной песни. В арии Гальки во втором действии, в тексте либретто приведены характерные для народного искусства обороты:
«О, если бы я была рыбкой, чтобы плыть к нему быстрее, чем бегущий поток, если бы я была ласточкой, чтобы примчаться ветра вольного быстрее в гнездышко к любимому... Если бы я была звездочкой, чтобы заглянуть в сердце тому, кого я люблю… Или была бы я лунным светом, чтоб освещать ему путь среди ночных теней. О, если бы я была слезинкой, чтоб блистать в его очах, очищая сердце милого от всякого зла!»
Так слились воедино в шедевре Монюшко драматический голос и чарующая лирика народной песни, мастерское изображение человека и общества, нежная поэзия, творческая сила замечательного художника и отзвук музыки и вообще искусства польского народа.