Дворжак. Важнейшие этапы жизни композитора
Глава №73 книги «Путеводитель по операм — 2»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюДворжак родился 8 сентября 1841 года в деревне Нелагозевес, недалеко от Праги. Его отец, Франтишек Дворжак, был трактирщиком. В 1848 году, в день семилетия Антонина Дворжака, чешские революционеры провозглашают крепостное рабство упраздненным, а Свободу, Равенство и Братство — достоянием каждого жителя страны. Вся страна ликует и поет. Среди счастливых музыкантов революции мы находим и трактирщика Франтишка Дворжака, который в тот памятный день сам играет для своих посетителей.
Родная деревня Дворжака, Нелагозевес, — небольшое, скромное поселенье. К счастью, в здешней школе работал такой педагог, как Йозеф Шпитц, который научил юного Дворжака не только читать, но и играть на всех музыкальных инструментах, которые можно было найти в деревушке, в корчме, в домике священника, в церкви.
Отец мальчика, Франтишек, промышлявший ремеслом мясника и одновременно трактирщика, был весьма посредственным коммерсантом, ибо едва мог обеспечить своим детям кусок хлеба.
Антонин переселяется в Золомице, к старику-дяде, дге к известным уже ему музыкальным инструментам добавляется доселе незнакомое фортепьяно.
В 1853 году семья Антонина приглашает к себе немецкого мальчика из Кампитца, а Антонин едет к его родителям, чтобы усовершенствоваться в немецком языке. Но не проходит и двух лет, как ему приходится встать за прилавок и в мясной лавке, и в корчме: нужно было помогать разорившемуся отцу.
Можно написать целый роман о том, какую трудную борьбу пришлось вести юному музыканту, чтобы иметь возможность учиться и заниматься музыкой. В возрасте 16 лет, предоставленный самому себе, лишенный родительской поддержки, Дворжак вынужден поступить в оркестр общества «Цецилия», зарабатывать игрой на органе в церкви.
В 1862 году мы встречаемся с Дворжаком в оркестре вновь открытой Национальной оперы, где он играет на альте. Но вот удача улыбается ему: молодой музыкант обращает на себя внимание Сметаны, ободряющие слова которого настолько вдохновили Дворжака, что он с новыми силами продолжает борьбу против лишений и трудностей жизни.
В 1870 году Дворжак пишет оперу «Альфред», в которой, по молодости, еше не может освободиться от влияния своего знаменитого современника Вагнера, «Валькирия» которого именно в этом году была впервые поставлена в Праге. В 1873—1874 годы Дворжак сочиняет «Гимн» и оперу «Король и угольщик», в которой, наконец, обретает свой голос. В мелодиях и народных сценах возвращаются воспоминания детства, отрочества. Этот народный стиль композитор сохраняет и в последующих своих произведениях: в музыкальной комедии «Упрямцы» и в народных танцах, которые он пишет один за другим. Произведения Дворжака замечает не кто иной, как Иоганнес Брамс и предлагает их своему издателю. Так выходят в свет «Славянские танцы», и впервые в жизни Дворжак узнает, что такое мировой успех. Все больше произведений появляется из-под пера композитора: он пишет симфонию, «Стабат Матер», предстает перед публикой с концертом Для фортепьяно с оркестром и симфоническими вариациями, а потом, хотя и без особого желания, едет за границу.В 1884 году Дворжак дирижирует в Лондоне на концерте, где исполняются его произведения. Через год мы снова видим его в Англии, где Кембриджский университет посвящает его в почетные доктора. В 1892 году Дворжак с женой едет в Америку. Здесь он берет на себя руководство Высшей музыкальной школой, основанной миссис Жаннетт Тербер, супругой богатейшего торговца пряностями. Жаннетт Тэрбер организовала оперную труппу, затем и оперное училище. После целого ряда попыток очередь дошла и до создания Высшей музыкальной школы, призванной сыграть ту же роль в музыкальной жизни Америки, какую сыграли в немецкой, русской и французской музыке соответственно лейпцигская «Хохшуле», петербургская и парижская консерватории.
Это, пожалуй, самый характерный период в жизни Дворжака. Он — всемирно известный композитор, полновластный директор. Его произведения исполняют на всем земном шаре. Но тем не менее огромной радостью для него является посещение села Спиль- виль, где живут чешские переселенцы. Его сердце взволнованно бьется, если представляется возможность говорить на родном языке, любоваться вихрем национального танца — фурианта.
Американская среда оказала значительное влияние на развитие творчества композитора. Дворжак знакомится с миром негритянских мелодий, с бурным ритмом жизни Нового света, но именно потому, что он «всего лишь простой чешский музыкант», переживает все стадии тоски по родине. И под влиянием этого тройного впечатления в его творчестве рождается великий шедевр — симфония «Из Нового света».
Судьба была милостива к нему и в последние годы жизни. Поставленная 31 марта 1901 года опера «Русалка» принесла успех не только ему, но и его идеям и мыслям об искусстве. В обстановке торжествующего вагнерианства и развития направления музыки, характерного для Рихарда Штрауса, почерпнутый из народных сказок голос «Русалки», вдохновляющая сила народной музыки, неподдельная чешская интонация принесли Дворжаку мировой успех. Создание новой национальной оперы означало победу наследия Сметаны, победу того направления, которое развивалось далее благодаря Дворжаку, а позднее Яначеку.