Антонин Дворжак
Глава №72 книги «Путеводитель по операм — 2»
К предыдущей главе К следующей главе К содержанию«Я всего лишь простой чешский музыкант», — сказал Дворжак, стоя в окружении атаковавших его журналистов под перекрестным огнем нацеленных на него объективов. Композитор в это время находился в зените славы. Это скромное заявление, пожалуй, самая меткая характеристика, которую когда-либо давали гиганту чешской романтической музыки. И действительно, Дворжак, как и вообще чешские музыканты, в совершенстве знал все инструменты оркестра. Причем знал не теоретически, а практически. В ходе полной борьбы и трудностей жизни он был и музыкантом в оркестре, получив широкую возможность для изучения инструментов. Мы сказали бы, что он «наизусть» знал все обороты чешской народной музыки, приемы инструментовки крестьянской музыки, формы танцевальной музыки простого люда, ее мелодику и ритмику. Все это композитор знал не в теории, усвоил не из книг, а впитал в себя в процессе жизни. Ведь он был простым крестьянским парнем, игравшим в трактирчиках, на народных гуляньях, свадебных пирушках, учившимся у народа не только музыке, но и его языку. «Простой чешский музыкант», которому свойствен в музыке не только возвышенный пафос, но и смех, лукавство, шутки, иначе говоря — юмор.
Дворжак-музыкант был очень трудолюбив. Он прошел ту же самую славную школу, из которой вышли лучшие сыновья чешского народа. Он знал, что говорит не только от своего имени, а от имени всей нации. Поэтому он использовал любую возможность, чтобы, следуя примеру великих классиков, в то же время представлять своеобразный характер и национальное содержание чешской музыки.
Дворжак не открывает новой главы в истории европейской музыки. Его деятельность не знаменуется такими вехами, как, скажем, нашумевшая пьеса Виктора Гюго «Эрнани», эстетическая, а правильнее — политическая борьба, вспыхнувшая вокруг «Бориса Годунова», или нечто вроде скандала, каким, например, сопровождалась парижская премьера «Тангейзера». Но этот честный, глубоко образованный композитор оставил нам такие бессмертные произведения, как чарующая своими лирическими красотами «Русалка», грандиозные «Стабат Матер» и «Реквием», тысячу раз слышанная, но всегда блещущая свежими красками симфония «Из Нового света», виртуозный Концерт для виолончели, «Славянские танцы», являющиеся блистательным образцом для чешских композиторов, и целый ряд произведений камерной музыки, к которым нельзя не проникнуться глубоким уважением. Это секстет, пять квинтетов для различных ансамблей, замечательная серия квартетов, несколько трио, в том числе столь популярные «Думки», далее, дуэты для скрипки и фортепьяно, скрипки и виолончели... Следовало бы посвятить особую главу Дворжаку — создателю фортепьянной музыки, автору популярных фуриантов, полек, вальсов, шотландских танцев, мазурок и восхитетельной «Юморески». Дворжак признан и как автор песен. Кто слышал его цыганские песни или песни на библейские темы, основанные на крестьянских элементах, на впечатлениях детских лет, тот по праву относит Дворжака к крупнейшим творцам музыки XIX века.