Опера Рихарда Вагнера «Гибель богов»
12.01.2011 в 19:57.Опера в трёх действиях с прологом Рихарда Вагнера; либретто автора. Четвёртая часть тетралогии «Кольцо нибелунга».
Первая постановка: Байрёйт, «Фестшпильхаус», 1876 год.
Действующие лица: боги: Зигфрид (тенор), Гунтер (бас), Хаген (бас), Альберих (бас), Брунгильда (сопрано), Гутруна (сопрано), Вальтраута (меццо-сопрано), три норны (контральто, меццо-сопрано, сопрано), три дочери Рейна (два сопрано, меццо-сопрано).
Пролог
Та же местность, что и в конце «Валькирии». Ночь, зарево костра. Норны прядут нить судьбы. Им ведомо, что Валгалла сгорит в огромном костре. Светает. Из грота выходят Брунгильда и Зигфрид. Герой готовится к новым подвигам. Он дарит Брунгильде кольцо нибелунга и прощается с ней (дуэт «Zu neuen Taten»; «Сойди на замлю, о герой мой!»).
Действие первое
Замок Гибихунгов неподалёку от Рейна. Гунтер и его сестра Гутруна беседуют с их сводным братом Хагеном, сыном карлика Альбериха, возбудившего в нём жажду сокровищ Рейна. Хаген внушает Гунтеру страсть к Брунгильде, умалчивая о том, что дочь Вотана стала женой Зигфрида, и объясняет, что только Зигфрид может пройти сквозь пламя, охраняющее валькирию. Герой приходит в замок, где выпивает волшебный напиток, приготовленный Хагеном, и погружается в забытье. Зигфрид забывает прошлое, его охватывает страсть к Гутруне. Он просит у Гунтера её руки и получает ответ, что прежде должен помочь ему овладеть Брунгильдой. Зигфрид и Гунтер скрепляют свой договор кровью («Die so mit dem Blitz»; «Красною кровью жизненный жар влил я в это вино»).
К Брунгильде приходит её сестра Вальтраута, умоляя отдать кольцо дочерям Рейна, чтобы предотвратить гибель богов («Hore mit Sinn, was ich sage!»; «Вникни, сестра, в рассказ мой скорбный»). Брунгильда отвечает отказом: никогда не расстанется она с залогом любви Зигфрида. Собираются тучи. Слышится рог Зигфрида. Он проходит сквозь пламя под видом Гунтера (благодаря волшебному шлему). Брунгильда, бросившись к нему навстречу, в ужасе отступает. После короткой борьбы Зигфрид отнимает у неё кольцо и уводит с собой.
Действие второе
Берег реки вблизи замка Гунтера, ночь. Карлик Альберих внушает спящему Хагену, что он должен обманом завладеть кольцом. Появляется Зигфрид, гордый свершённым, а немного погодя — Брунгильда и Гунтер. Хаген трубит в рог, сзывая народ. Готовится пир («Was tost das Horn?»; «Кто в рог трубит?»). Гунтер объявляет о двух свадьбах — своей (он женится на Брунгильде), а также Зигфрида и Гутруны. Все замечают подавленное состояние Брунгильды. Она обвиняет Зигфрида в клятвопреступлении, но герой, забывший обо всём, равнодушен к её упрёкам («Was muht Brunhildes Blick?»; «Чем смущён Брунгильды взор?»). Хаген побуждает Брунгильду к мести, и она открывает ему уязвимое место Зигфрида — это его спина.
Действие третье
Возле реки Зигфрид встречает дочерей Рейна. Они просят героя вернуть им кольцо; когда тот отказывается, они предсказывают ему смерть. С охоты возвращаются Гунтер и Хаген, который предлагает Зигфриду напиток, возвращающий память. Герой вспоминает свою жизнь, любовь к Брунгильде («Mime hieb ein murrischer Zwerg»; «Жил-был Миме, вздорливый гном»). Когда он поворачивается к Хагену спиной, тот пронзает его копьём. Последние слова Зигфрида обращены к любимой («Brunhilde! Heilige Braut!»; «Брунгильда! Невеста богов!»).
Спускается ночь. Тело умершего в торжественной процессии переносится в замок. Хаген и Гунтер спорят из-за кольца. Хаген смертельно ранит Гунтера, но когда пытается снять с пальца Зигфрида кольцо, рука мёртвого угрожающе поднимается и Хаген в ужасе отступает. Брунгильда, терзаемая угрызениями совести, снимает с руки Зигфрида кольцо, чтобы вернуть его дочерям Рейна. Затем, вскочив на коня, она бросается в огонь, на котором сжигают тело Зигфрида, обвиняя Вотана в его гибели («Wie Sonne lauter»; «Как солнце ясен благостный лик»). Огонь разгорается, охватывая замок. Хаген гибнет в волнах разлившегося Рейна. Огонь достигает небес, Валгалла пылает, боги гибнут в пламени. Зло искуплено. Рейн возвращается в свои берега. В его спокойных волнах резвятся русалки, играя с кольцом.
Г. Маркези (в переводе Е. Гречаной)
Опера «Гибель богов» завершает произведение, которое Р. Вагнер считал главным делом своей жизни — тетралогию «Кольцо нибелунга», созданную по мотивам германского эпоса и мифологии. Здесь получает развитие мотив из рассказа Вотана во втором акте оперы «Валькирия»: смертная женщина — Гримгильда, супруга вождя Гибиха — родила ребенка от нибелунга Альбериха. Этот человек, нареченный Хагеном — примерно одних лет с Зигфридом — вырос вместе со своими единоутробными братом и сестрой, детьми Гибиха Гунтером и Гутруной. Теперь он измышляет коварный план, чтобы завладеть кольцом.
Опера «Гибель богов» — самая трагическая часть тетралогии, здесь господствует мрачный колорит. Собственная воля героев — даже богов — уже не способна здесь что-либо изменить, над всем господствует беспощадная судьба, связанная с проклятием. Немногие светлые страницы — сосредоточенные в основном в прологе — связаны с любовью Зигфрида и Брунгильды и с образами природы. Место оперы в тетралогии — завершение — определило и некоторые черты музыкальной драматургии: здесь подводится итог развитию многих лейтмотивов.
Пролог оперы начинается с мистической сцены пророчества норн — богинь судьбы, которые предрекают гибель богов. Этому мрачному моменту контрастирует симфонический эпизод, живописующий восход солнца, который приводит к развернутому дуэту Зигфрида и Брунгильды. Эта сцена, выдержанная в светлых тонах, на какое-то время заставляет забывать о страшном пророчестве норн, как и следующее за нею «Путешествие Зигфрида по Рейну». В этой симфонической картине возвращаются многие важные лейтмотивы, присутствовавшие в предыдущих частях тетралогии. Начинается она с лейтмотива судьбы, но это предчувствие трагической развязки сменяется «рогом Зигфрида» у валторны, а затем лейтмотивом любви, оркестровка которого несколько напоминает дуэт двух голосов — женского и мужского (сначала — кларнет и солирующий альт, затем — скрипки и виолончели). Варьирование тем, насыщенное звукоизобразительными моментами, сменяется совсем иными лейтмотивами, вторжение которых не сулит ничего хорошего героям оперы: лейтмотивов кольца, гибели мира и первопричины всех бед — золота. В последних тактах симфонической картины вновь звучат элементы темы любви.
В первом акте колорит становится все более мрачным. В первой картине этому в особенности способствует лейтмотив проклятия, во второй — скорбный монолог валькирии Вальтрауты, рассказывающей Брунгильде о близящейся гибели богов.
Драматическое напряжение нарастает во втором действии, построенном на сопоставлении контрастов. За сумрачной сценой Хагена и Альбериха следует просветленная сцена Зигфрида и Гутруны. В сцене свадьбы между тремя проведениями жизнерадостной мелодии возникают ансамбли — суровая клятва на копье и терцет мести, демонстрирующий, что счастливых людей на этой свадьбе нет: Брунгильда страдает от сознания, что Зигфрид покинул ее, Гунтер — от стыда, и только Хаген исполнен решимости довести до конца свой коварный план.
Начало третьего акта своим просветленным колоритом заставляет вспомнить первую сцену оперы «Золото Рейна»: вновь возникает картина Рейна, звучит терцет его дочерей-русалок. В монологе Зигфрида, повествующем о детстве героя, возвращаются различные темы: ритм ковки меча, отголоски «шелеста леса». Развитию образа главного героя подводит завершающий первую картину симфонический эпизод — Траурный марш на смерть Зигфрида. Здесь в сжатой форме представляется вся предшествующая история: появляются лейтмотивы любви Зигмунда и Зиглинды, Зигфрида-героя, меча Нотунга, любви Брунгильды.
Во второй картине третьего действия главная роль принадлежит Брунгильде, ее развернутый монолог выдержан в духе торжественной декламации. Следующий за ним эпизод живописует погребальный костер Зигфрида — пламя его достигает небес, в нем гибнет Вальгалла: сбывается пророчество о гибели богов. Но завершается эта мрачная опера на неожиданно оптимистической ноте: вновь русалки резвятся в спокойных волнах Рейна, вернувшегося в свои берега, возвращается тема, связанная с пророчеством о рождении Зигфрида — обновленному миру, освободившемуся от пагубной власти золота, богатства, дается надежда на лучшее будущее… Несмотря на то, что Р. Вагнер основывал свое произведение на легендах и мифах, зародившихся в языческие времена, идея тетралогии оказывается скорее христианской, чем языческой: герой должен был умереть, чтобы одержать победу (впрочем, для романтического героя это даже типично).
Оперу «Гибель богов», венчающую тетралогию «Кольцо нибелунга», Р. Вагнер завершил в 1874 году. Двумя годами позже — на первом Байрёйтском фестивале — тетралогия впервые была представлена публике целиком. «Гибель богов», как и «Зигфрид», до этого не ставилась.
Публикации
- Сумерки конца: «Гибель богов» в постановке Дмитрия Чернякова (belcanto.ru) (17.10.2022 в 10:23)
- «Гибель богов» и гибель мифа в Гамбургской опере (belcanto.ru) (14.12.2018 в 22:30)
- «Гибель богов» в Баварской опере (belcanto.ru) (02.08.2018 в 15:19)
- «Гибель» как просветление (operanews.ru) (01.12.2013 в 18:31)
- Совершенный финал парижского «Кольца» (operanews.ru) (23.06.2013 в 21:00)
- Мюнхенское «Кольцо нибелунга»: «Гибель богов» (operanews.ru) (12.08.2012 в 19:09)
- «Гибель богов» Лепажа в «Метрополитен» (operanews.ru) (26.02.2012 в 20:28)