Джироламо Фрескобальди (Girolamo Frescobaldi)
21.12.2010 в 11:18.«Играть, не соблюдая такта – так же, как исполняются мадригалы, - сообразно чувствам или смыслу слов». Так написал в предисловии к своей «Первой книге токкат», изданной в 1615 году, величайший итальянский музыкант XVII века, композитор и органист, Джироламо Фрескобальди.
Он родился в Ферраре весной 1587 года. С раннего детства Джироламо обладал замечательным голосом и пел в церковном хоре. Первым учителем Фрескобальди был его соотечественник Франческо Миллевиле, который и научил мальчика начальным шагам в игре на органе. Серьезное же музыкальное образование Фрескобальди получил во Флоренции, где органная игра в то время достигла высшей степени своего развития. Здесь его учителем стал знаменитый органист Л. Луццаски, у которого Фрескобальди обучался почти до двадцатилетнего возраста, периодически выезжая по приглашениям во многие города Италии, где выступал не только как органист, но и как певец, обладатель прекрасного голоса.
В 1604 году, когда Фрескобальди исполнился 21 год, он был приглашен в Рим в “L’Akademie de Ste – Cecile”, в качестве органиста и певца.
В 1607 году он выезжает в Бельгию, Швейцарию и Люксембург, а в 1608 году, посетив Антверпен, где издается его «Первая тетрадь мадригалов на пять голосов», возвращается в Рим. Здесь он получает назначение на должность органиста церкви святого Петра и обосновывается теперь в Риме навсегда. Лишь несколько раз он покидает Рим, проводя по нескольку месяцев в любимой им Флоренции.
К тридцати годам Фрескобальди достигает уже вершины своей славы и пользуется громадной известностью, как композитор и органист. К нему едут учиться музыканты из других стран. Среди учеников его Фробергер, Грасси и Батифери. Исполнительское искусство церковного органиста и замечательный дар импровизации создали ему небывалый авторитет и славу. Когда он в первый раз занял место у органа в церкви святого Петра в Риме, тридцать тысяч человек собрались слушать великого органиста, и были глубоко потрясены его музыкой.
Фрескобальди был также замечательным композитором. Его композиторская деятельность состояла, главным образом, в сочинении органной музыки. Хотя он писал много музыки и для клавесина, и для вокального пения. Употребление Фрескобальди в своих произведениях церковных ладов и современных тональностей (мажора и минора), ставит этого композитора на границе двух музыкальных эпох – древней и новой. Сочинения его стали воплощением перехода от строгой хоровой полифонии XVI века к другим, более прогрессивным полифоническим формам. Они сыграли большую роль в развитии новых принципов инструментальной музыки. Первыми произведениями Фрескобальди были пятиголосные мадригалы, изданные в Антверпене в 1608 году, В это же время в Милане были изданы его “Fantasie a due, tre, quarto voci”. Далее следуют: “Riccercari e canzoni francese”; две книги “Toccate e partite d’intavolatura di cembalo”. При жизни Фрескобальди были опубликованы и многие другие его сочинения. Наибольшей же популярностью до сих пор пользуется сборник “Fiori musicali”, изданный в 1635 году.
Самый знаменитый органист своего времени Джироламо Фрескобальди умер в марте 1643 года. Несколько храмов претендовали на то, чтобы похоронить великого музыканта в своих пределах.
Храм «St-Apotres», где он был, наконец, погребен, оказался последним его пристанищем.
Джироламо Фрескобальди (Frescobaldi) родился 9 или 15 сентября 1583 года в Ферраре. В юные годы пел в церковном хоре, обучался игре на органе, затем работал при дворе герцога Феррарского, общаясь там с известным автором мадригалов и органистом Лудзаски (ему посвящены "Каприччи" Фрескобальди). С 1604 года несколько лет был церковным певцом и органистом в Риме. Сопровождая папского нунция, Фрескобальди побывал в 1607 году в Брюсселе; посетил также Швейцарию, Лотарингию и Люксембург. С 1608 года он стал органистом собора св. Петра в Риме и находился на службе у кардинала П. Альдобрандини. С этого времени известность Фрескобальди как органиста и композитора все росла, его произведения охотно издавались в Италии и распространялись за ее пределами (в 1608 году мадригалы были опубликованы даже в Антверпене). Сочинения Фрескобальди производили особенно сильное впечатление в его собственной интерпретации, тем более что он был и превосходным импровизатором. Творческое влияние Фрескобальди испытали на себе многие современники, как органисты, так и клавесинисты. Сам он не ограничивался органом, будучи с юности также превосходным исполнителем на клавире и постоянно сочиняя музыку для этого инструмента. До конца жизни (скончался 1 марта 1643 года) Фрескобальди работал в Риме, оставаясь одним из самых влиятельных его художников.
Сопоставляя искусство Фрескобальди с направлением церковной музыки или оперного театра в Риме, можно убедиться в том, что музыка великого органиста по своему стилю далеко не ограничена характером и рамками римской творческой школы. В предисловии к одной из книг своих токкат и других сочинений для чембало и органа композитор рекомендовал не придерживаться строго метра и темпа, а замедлять или ускорять движение, как это делается в мадригалах, согласно выражаемому чувству и смыслу слов. Он допускал даже, что в токкатах могут быть сыграны не все пассажи и не все разделы - по усмотрению исполнителя. В местах наиболее экспрессивных или технически эффектных Фрескобальди советовал замедлять темп (в зависимости от вкуса исполнителя), чтобы вернее достигнуть желаемого впечатления.
Творчество Фрескобальди не ограничено сочинениями для органа и клавира, хотя они и составляют несомненно главное в его художественном наследии. Он писал также вокальную музыку - мадригалы и хоровые церковные произведения. Среди его инструментальных пьес есть канцоны для трио-состава (для двух "высоких инструментов", возможно скрипок и basso continuo). В сборнике "Fiori musicali" ("Музыкальные цветы", 1635) он опубликовал ричеркар "с обязательным пением пятого голоса без инструмента", то есть помимо четырех голосов, исполняемых на органе, еще один голос (без слов) должен был исполнять только вокально. Между тем связи инструментальных произведений Фрескобальди с вокальной традицией уже не таковы, как у его предшественников или старших современников. Не порывая до конца со строгим стилем вокальной полифонии a cappella в ряде своих ричеркаров и канцон, он может и свободно отходить от него в сторону широко развитого инструментализма, и ориентироваться на выразительные средства "новой музыки" XVII века.
Выбор жанров в инструментальном творчестве Фрескобальди был достаточно широк: от танцев, вариаций на вокальные мелодии, партит для клавира до чакон, пассакалий, канцон, ричеркаров, токкат для органа (иные из произведений предназначались для обоих инструментов), то есть от музыки домашнего быта, светского круга до церковно-концертной, "ученой", полифонической, в более крупных формах. Впрочем, главным для композитора становилось не разграничение жанров, а их взаимное обогащение, в частности оплодотворение традиционно-полифонических родов композиции иными приемами и методами формообразования. Ни у кого из современников Фрескобальди мы не встречается столь многообразного скрещивания различных форм, их синтезирования, перерастания одних в другие, своего рода гибридных образований как на пути к классической фуге, так и в процессе формирования будущего сюитно-сонатного цикла. Все, что было широко подготовлено в разных направлениях его итальянскими (и не только итальянскими) предшественниками, он сумел наиболее смело реализовать, найдя ряд синтетических творческих решений.