Опера Сергея Рахманинова «Алеко»
12.01.2011 в 12:25.Опера Сергея Васильевича Рахманинова в одном действии; либретто В. И. Немировича-Данченко по поэме А. С. Пушкина «Цыганы».
Первая постановка: Москва, Большой театр, 27 апреля (9 мая) 1893 года.
Действующие лица: Алеко (баритон), молодой цыган (тенор), старик, отец Земфиры (бас), Земфира (сопрано), старая цыганка (контральто), цыгане.
Время и место действия неопределенное.
На берегу реки раскинул свои шатры табор цыган. Тихо напевая, они готовятся к ночлегу. Старый цыган, отец красавицы Земфиры, вспоминает молодость и свою любовь, причинившую ему немало страданий. Совсем недолго его любила Мариула, через год ушла она с другим табором, бросив мужа и маленькую дочь.
Рассказ старика вызывает бурный отклик у Алеко. Он не простил бы измены и поэтому не может понять, почему старик не стал мстить неверной жене и её возлюбленному. Если он найдёт врага даже спящим над бездной моря, он столкнёт его в бездну!
Речи Алеко глубоко чужды и неприятны Земфире, ещё недавно любившей его. Теперь этот человек, пришедший к ним из другого мира, враждебен ей, его жестокость непонятна, любовь — постыла. Земфира не скрывает вспыхнувшей страсти к молодому цыгану. Качая люльку, она напевает песню о старом, ревнивом, нелюбимом муже. «Я песню про тебя пою», — говорит она Алеко. Наступает ночь, и Земфира уходит на свидание.
Оставшись один, Алеко погружается в горькое мучительное раздумье. С болью вспоминает он об ушедшем счастье. Мысль об измене Земфиры приводит его в отчаяние.
Только под утро возвращаются Земфира и молодой цыган. Навстречу им выходит Алеко. В последний раз молит он Земфиру о любви, напоминает, что ради её любви обрёк себя на добровольное изгнание из общества, в котором он родился и вырос. Но Земфира непреклонна. Мольбы Алеко сменяются угрозами. Охваченный гневом, он закалывает молодого цыгана. Оплакивая смерть возлюбленного, Земфира проклинает злодейство Алеко. Алеко убивает и Земфиру. На шум сходятся и цыгане. Им, ненавидящим казни и убийства, непонятен жестокий поступок Алеко.
Мы дики, нет у нас законов, Мы не терзаем, не казним, Не нужно крови нам и стонов, Но жить с убийцей не хотим, — говорит отец Земфиры. Цыгане уходят, оставляя Алеко, одинокого, охваченного безысходной тоской.
В. Панкратова, Л. Полякова
В 1892 году студенты-композиторы, заканчивающие Московскую консерваторию, получили нелегкое задание — написать в качестве дипломной работы оперу. Был среди них и девятнадцатилетний Сергей Васильевич Рахманинов, за год до этого уже окончивший консерваторию как пианист. Либретто написал Владимир Иванович Немирович-Данченко, а в качестве литературной основы была выбрана поэма Пушкина «Цыганы». Безусловно, сочинять по заданию привычно для студента-композитора, а опера — достойное завершение учебы, но слишком уж мало времени было предоставлено выпускникам: даже у опытных авторов на сочинение оперы иной раз уходит больше года, а в данном случае молодые композиторы должны были создать оперу — пусть даже одноактную — всего за месяц. Задача усложнялась тем, что либретто было предоставлено в готовом виде, и корректировать его не позволялось.
Рахманинов не просто уложился в предоставленное время — он выполнил задание даже раньше срока, всего за семнадцать дней, успев написать за это время не только клавир, но и партитуру. Но не только скоростью работы поразил выпускник своих строгих наставников — опера была поистине великолепна: автор получил высшую оценку, удостоился золотой медали, а имя его было занесено на мраморную доску отличия.
При переработке в оперное либретто поэма Пушкина подверглась сокращениям — лишь вскользь упоминается о бегстве героя от городской жизни, от «оков просвещенья», внимание сосредоточено на любовном конфликте, на «роковых страстях» Алеко. Его драма играет главенствующую роль в опере, и квинтэссенцией образа становится лейтмотив главного героя, проходящий красной нитью через все произведение — ритмически острый, гармонически неустойчивый, возбужденно-речитативный по складу. Впервые он возникает в оркестровом вступлении к опере, впоследствии на нем строятся и речитативные, и многие ариозные фрагменты, которые характеризуют Алеко. Лишь в среднем разделе каватины («Весь табор спит») — самой развернутой и вдохновенной части партии Алеко — возникает мелодия иного склада: широкая, по-рахманиновски «бесконечная», устремленная вверх (оказывается, охваченный страстями герой способен и на чувство по-настоящему возвышенное).
Земфира, противопоставляемая мрачному, мятущемуся Алеко, тоже наделена лейтмотивом — энергичная, угловатая мелодия песни, которую напевает она в первой картине («Старый муж, грозный муж…») передает решительность и независимость характера цыганки. Эта мелодия звучит то мягко и нежно — перед средним разделом каватины Алеко (герой вспоминает о своем счастье с Земфирой), то тоскливо — в сцене смерти героини.
Противостоит Алеко и другой персонаж — Старый цыган. Его ариозно-повествовательный рассказ контрастирует возбужденным репликам заглавного героя — так же, как противопоставляются друг другу жизненные позиции этих людей. Скорбная, возвышенная мелодия рассказа Старого цыгана возвращается в финале оперы — как приговор Алеко.
Любовная драма разворачивается на фоне цыганского быта. «Групповой портрет» цыган создает хор и танцевальные номера. Основные средства создания цыганского колорита — гармонический лад, хроматика, словом, все то, что чаще всего используется как «восточный элемент». В пляске мужчин использована подлинная цыганская мелодия. С безмятежным хором цыган («Как вольность весел наш ночлег») интонационно связан романс молодого цыгана («Взгляни, под отдаленным сводом») — энергичная мелодия в ритме вальса, проникнутая ощущением радости жизни.
Оперу «Алеко» — первое произведение Рахманинова в оперном жанре — высоко оценили не только консерваторские наставники. Первое исполнение, которое состоялось 9 мая 1893 года в Москве в Большом театре, имело большой успех. Одним из самых восторженных зрителей был Петр Ильич Чайковский — впрочем, он обратил внимание на творение молодого композитора еще в период репетиций. Опера настолько понравилась ему, что он предложил Рахманинову исполнять ее в один вечер со своей одноактной оперой — «Иолантой». С. В. Рахманинов был настолько поражен оказанной ему честью, что на несколько минут лишился дара речи.
Более чем через год после московской премьеры оперы «Алеко» — в октябре 1893 года — состоялась киевская премьера, столь же успешная. На двух спектаклях дирижировал сам Сергей Васильевич Рахманинов.
В дальнейшем опера «Алеко» ставилась не особенно часто, но каждой постановке неизменно сопутствовал успех. В год 100-летнего юбилея Александра Сергеевича Пушкина в заглавной роли выступил Федор Иванович Шаляпин. Усматривая сходство между героем и поэтом, певец посредством грима придал своему облику сходство с самим Пушкиным. Впоследствии — в год 100-летия со дня смерти Пушкина — Шаляпин предложил Рахманинову написать пролог к опере, в котором раскрывалась бы предыстория событий — жизнь Алеко до прихода в табор. Но композитор отказался: к тому времени сюжет оперы был для него уже пройденным этапом.
Публикации
- В Мюнхене прозвучали одноактные оперы Рахманинова (belcanto.ru) (15.02.2024 в 10:26)
- Беллини – в мелосе, Массне – в изысканности, Леонкавалло – в огне… (operanews.ru) (15.02.2016 в 02:13)
- Цыгане на Крещенском фестивале (belcanto.ru) (03.02.2016 в 21:06)
- Оперы Рахманинова в Ла Монне (operanews.ru) (03.08.2015 в 23:04)
- На Рахманиновском фестивале в Ивановке (belcanto.ru) (20.06.2014 в 19:59)
- «Алеко» и «Иоланта» на «Звёздах белых ночей» (belcanto.ru) (25.06.2009 в 20:51)
- Столетие Наталии Сац в Детском музыкальном театре (belcanto.ru) (13.11.2003 в 21:58)