Стиль Отторино Респиги
Глава №94 книги «История зарубежной музыки — 6»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюСтиль Респиги отличается редкостной органичностью. Рано определившись, он развивался эволюционно, всегда сохраняя опору на классику; лишь постепенно и с большой осторожностью усваивал композитор средства современного музыкального письма. Яркость мелодии, пленительные краски оркестра, утонченный артистизм сделали его музыку широко популярной, демократичной в лучшем понимании этого слова, то есть без примитивизации и упрощенчества.
В наследии Респиги не все жанры равноценны: оперные произведения явно уступают инструментальным. В операх композитор стремился вернуться к драматургии позднего Верди (это относится в первую очередь к «Бельфагору», «Потонувшему колоколу» и «Пламени»). Однако сила драматического выражения ярче проявилась у него в оркестре, нежели в психологической характерности вокальных партий. Более удачны в этом отношении концертные вокально-симфонические поэмы («Аретуза», «Закат» и другие) и кантата «Весна», а также поэтические миниатюры для голоса и фортепиано. Лучшим произведением Респиги в области музыкального театра следует признать ораториальную мистерию «Мария Египетская».
Родной стихией Респиги была инструментальная музыка. Подавляющее большинство его инструментальных произведений, отмеченных блестящей артистичностью, программны; в них отражены впечатления от картин природы, но также и города. Примечательно, однако, что, запечатлевая в знаменитом триптихе симфонических поэм город, композитор далек от мотивов современного урбанизма. Его Рим — город фонтанов, украшенный пиниями, Рим «вековечный», а не современный. Отсюда и сочная импрессионистская звукопись поэм.
Утонченностью стиля пленяет и другая группа его инструментальных произведений, по-своему преломляющих тенденцию неоклассицизма, — транскрипции баховских сочинений, знаменитый Дорийский концерт, «Метаморфозы» и Концерт для гобоя, валторны, скрипки, контрабаса и струнного оркестра. Но и в этих сочинениях он воплощает образы в старинном стиле скорее как поэт-артист, нежели как философ или стилизатор. Последнее отличает Респиги от других выдающихся композиторов Италии, особенно Казеллы, у которого доминировало интеллектуально-рационалистическое начало.