Мийо. Кантаты и оркестровые произведения 30—60-х годов
Глава №83 книги «История зарубежной музыки — 6»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюВ 30-е годы, если не считать «Медеи», наибольших успехов Мийо достигает в жанрах кантаты и симфонической сюиты. Кантата «Смерть тирана» на текст древнеримского поэта Ламприда в переводе Дидро (1932) интересна не только воплощением гнева народа, протестующего против тирании, но и теми средствами, которыми это достигается: Мийо использует приемы хоровой ритмической декламации на фоне скупого инструментального ансамбля (флейта пикколо, кларнет, туба и ударные). Огромную роль в нарастании динамики здесь играет ритмическое начало.
Привлекает своей национальной самобытностью Провансальская сюита, в которой чередуются песенные, танцевальные и маршевые эпизоды, песни старинные и более современные, лирические и юмористические. Любуясь народными мелодиями, Мийо помещает их, как драгоценные камни, в ажурную оправу оркестрового сопровождения — то мудро простого, то ювелирно тонкого. Приемы контрастных сопоставлений и стреттных нагнетаний организуют форму и держат слух в непрерывном напряжении.
Искусство обработки подлинных народных напевов Мийо проявил также в Четырех провансальских песнях для голоса и оркестра. Нельзя не упомянуть и еще одно проявление его горячей любви к своей стране — оркестровую Французскую сюиту, написанную в США (1944) *.
* В 1940 году Мийо вынужден был эмигрировать в Соединенные Штаты Америки, где преподавал композицию в Миллс-колледже (Калифорния) и много сочинял. В 1947 году он вернулся во Францию, принял руководство классом композиции в Парижской консерватории, но не оставил работу в Миллс-колледже, куда совершал регулярные поездки. Мийо умер в 1974 году.
В ней собраны народные темы Нормандии, Бретани, Иль-де-Франса, Эльзаса, Лотарингии, Прованса — тех провинций Франции, в которых особенно интенсивно развертывалось сопротивление нацистской оккупации.
Мийо владеет искусством изображения в музыке движения народных масс. Его творчеству присущ также дар конкретно-зримой образности, особо проявившийся в жанрах симфонической музыки. Его Четвертая симфония (к столетию революции 1848 года, написана в 1947 году) продолжает традиции Траурно-триумфальной симфонии Берлиоза. Первая часть («Восстание») начинается задорным плясовым наигрышем флейты. Полифонические тонально дифференцированные наслоения здесь прямо связаны с конкретизацией образов: в верхнем голосе — наигрыш флейты, в средних голосах — осложненная диссонантными прослойками гимническая тема, в нижних — жестко ритмизованная маршевость. Эти «слои» спорят, враждуют, противоборствуют. Без перерыва вступает вторая часть («Памяти умерших за республику»), открывающаяся мрачным монологом контрабасов, который чередуется с щемящими фразами деревянных. К ним подключается новая линия — голос валторны. Третья часть — веселое скерцо, изображающее радостный праздник Свободы. Четвертая часть («Увековечение памяти 1848 года») — фуга, тема которой исполнена сдержанной энергии. В фугу последовательно включаются, усложняя ее ткань, реминисценции из третьей части, диссонирующие комплексы из второй и плясовой наигрыш из первой.
Не менее впечатляюща и ясна по идее симфоническая Ода погибшим на войне (1963), состоящая из трех частей: «Расправа с мирными людьми», «Погибшие в концлагерях и тюрьмах», «Павшие на поле боя». Последняя часть звучит как торжественный траурный гимн, прославляющий павших героев.