Дариюс Мийо. Опера «Медея»
Глава №82 книги «История зарубежной музыки — 6»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюБесспорной удачей Мийо оказалась его одноактная опера «Медея» на либретто Мадлен Мийо (1938). Она отличается сжатостью и стройностью формы, цельностью построения, в котором динамичность развития сочетается с внутренним равновесием. Все действующие лица (Язон, Креуза, нянька, Креон) очерчены четко и убедительно. Особой силой отличается образ Медеи, получивший богатое развитие. Индивидуальные характеристики сопоставляются с оттеняющими их хоровыми сценами. Роль оркестра существенна, но не подавляет вокальных партий.
Мийо нашел в этом произведении равновесие в соотношении тонального и политонального письма, выразительно используя усложненные приемы лишь ради решения особых драматических задач. Одной из вершин оперы является обращение Медеи к Гекубе, носящее величаво-трагический характер.
Парижская премьера «Медеи», состоявшаяся 8 мая 1940 года, принесла композитору заслуженный успех, закреплению которого помешали события Второй мировой войны.
Примечательно, что удачи Мийо — оперного драматурга выпадают на долю коротких, одноактных сочинений, в которых музыкальное решение получает особую концентрированность. Многоактные оперы с заторможенным действием, множественностью сюжетных линий удаются ему значительно меньше.