Дариюс Мийо. Опера «Христофор Колумб»
Глава №80 книги «История зарубежной музыки — 6»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюК концу 20-х годов, при всей занимательности этих экспериментов, малые формы перестали удовлетворять Мийо, как перестали привлекать его и новаторские крайности в музыкальном языке. Он ищет применения своим силам в более значительных темах. Инициатором снова оказывается Клодель, предложивший написать большую оперу по его драме «Христофор Колумб». Мийо принимает пьесу Клоделя со всей сложностью и дробностью ее структуры и пишет широкомасштабную оперу в двух актах и двадцати семи картинах. Завершенная в январе 1929 года, она была на следующий год поставлена в Берлине под управлением Эриха Клайбера и вызвала бурю разноречивых толков. «Христофор Колумб» открывает новую фазу в творчестве композитора — пору идейной зрелости, отмеченную стремлением к значительным концепциям, которые требуют масштабных форм.
В «Христофоре Колумбе» Мийо привлекает трагедия одержимого мечтателя-одиночки, обуянного жаждой открытий и стремящегося принести свет христианского учения народам, погрязшим в язычестве. Колумб не хочет замечать корыстных расчетов тех, от кого зависит выполнение его мечты, но не может не видеть жестоких методов принуждения, которыми пользуются завоеватели. Оклеветанный, осужденный на гибель, Колумб утешает себя тем, что суд будущих поколений восстановит справедливость. Однако, по концепции Клоделя, Колумб — не только мечтатель, но и верующий католик, как и его покровительница королева Изабелла, роль которой в судьбе мореплавателя Клодель явно идеализирует, как и ее роль в истории. Награду Колумбу Клодель видит не на земле, но прежде всего на небесах. Отсюда выдвижение на первый план туманно-мистических сцен потусторонних видений и общения с небесными силами, отсюда и соответствующие акценты в монологах и диалогах Колумба и Изабеллы.
Приняв драму Клоделя, Мийо принял и его концепцию. Перегруженность пьесы второстепенными эпизодами, тяжеловесная многоплановость, длинноты риторических монологов и теологических дискуссий, заторможенность действия и сложность его построения не могли быть преодолены музыкой. Мийо проявил чудеса изобретательности и разнообразие композиторской техники в решении отдельных картин; некоторые хоровые сцены, оркестровые эффекты производили впечатление, но не создавали целого. Огромный труд композитора не мог обеспечить сценического существования этой драме. Примечательно, что позднее Клодель создал новую, более сжатую редакцию своей пьесы и она неоднократно ставилась как драма с новой музыкой Мийо, специально для нее написанной, скупо, лаконично, но очень удачно вплетающейся в сценическое действие.