Артюр Онеггер. Вторая симфония
Глава №71 книги «История зарубежной музыки — 6»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюВторая симфония, d-moll, для струнного оркестра с трубой ad libitum (1941) создавалась Онеггером в годы гитлеровской оккупации Франции и получила название «Симфония сопротивления».
* Впервые исполнена Камерным оркестром П. Захера в Базеле 23 января 1942 года. В Париже прозвучала в июне того же года (дирижировал Ш. Мюнш).
«Я долго работал над первой частью, чтобы добиться сжатой и строгой формы, без ослабления внутренней напряженности, — вспоминал композитор. — Allegro должно противостоять обессиленному, как бы подавленному мотиву вступления». Это вступление (Molto moderato) начинается мрачным, скованным, аккордового сложения хоралом у низких струнных, звучащим почти органно (пример 23). Избрание хорала для выражения исходного образа симфонии, причем образа, который затем, в Allegro, все время подвергается агрессии со стороны главной темы (она олицетворяет злые силы), — весьма показательно. Несомненно, здесь сказались и неоклассицистские тенденции, и религиозные мотивы: нравственно-этические категории были всегда связаны у Онеггера с религиозным началом.
Трижды проходит затем в Allegro хоральная тема вступления. Своеобразие драматургии первой части заключается также в том, что «агрессии» главной партии оказывает сопротивление не побочная, а заключительная тема. Правда, их взаимодействие в первой части остается безрезультатным. В связи с неоднократным появлением темы вступления на протяжении Allegro построение части может рассматриваться двояко: и как своеобразное сонатное allegro, и как асимметричное рондо, в котором роль рефрена играет тема вступления. Французские исследователи отдают предпочтение второму толкованию.
Во второй части (Adagio mesto) привлекают внимание черты пассакальи, наиболее явственные в крайних ее разделах. Жанр пассакальи и ее образная сфера — остинатные аккорды начала, создающие образ скорбного шествия, горестный мелодический речитатив виолончелей («монолог-исповедь», как пишет Б. М. Ярустовский), мучительная кричащая кульминация — вызывают аналогии с симфониями Шостаковича.
Третья часть (Vivace поп troppo) моторна и насыщена жесткими политональными звучаниями. Главной теме в ритме тарантеллы противостоят вторая (E-dur), пунктирным ритмом напоминающая быстрый марш, и певучая, как народная песня, третья тема.
Симфония завершается новой гимнической темой, в изложении которой к струнным присоединяется труба; это — гимн победы, верить в которую призывает Онеггер. Тема звучит в окружении контрапунктов, объединяющих мотивы предшествующих тем.