Альбер Руссель. Музыкально-театральные произведения
Глава №53 книги «История зарубежной музыки — 6»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюВ 20-30-е годы Руссель создает ряд музыкально-театральных произведений. К их числу относится трехактная комическая опера «Завещание тетушки Каролины» (1933); здесь забавный анекдот об ухищрениях трех племянниц, которые соревнуются в выдумках для получения наследства, превращается в подлинную комедию нравов. Остроумная партитура оперы пронизана реминисценциями современной бытовой музыки.
Однако главенствующее место в музыкально-театральном наследии Русселя этих лет принадлежит сочинениям на античную тематику. Первым из них была одноактная лирическая сказка по Софоклу «Рождение лиры» на либретто Т. Рейнаша (1924). По жанру она близка к античному театру, сочетая пение, речь и танец. Хор выполняет роль комментатора сценического действия. При некоторой тяжеловесности либретто музыка Русселя привлекает прелестью буколического стиля — чуть иронического в воплощениях «чудесного», порою поэтически-возвышенного, овеянного духом пантеизма. Прозрачная музыка окрашена античными ладами, а диатоническая мелодия вступления как бы воспроизводит античную монодию; звучание лиры имитирует арфа; солирующие деревянные духовые воссоздают атмосферу античной пасторали или характеризуют отдельных действующих лиц.
К числу самых ярких сочинений позднего Русселя относится двухактный балет «Вакх и Ариадна» на сценарий А. Эрмана (1931). Сюжет балета прославляет торжество любви, властвующей над человеком и природой. Так же как Равель в «Дафнисе и Хлое», Руссель видит мудрость и красоту античного мифа в идее гармонии человека и природы. В обеих партитурах большое место отводится звуковым пейзажам, таинственной жизни ночи и светлому ликованию дня. Да и сами герои олицетворяют стихийные силы природы. Правда, в партитуре Равеля пантеистическое начало выражено шире. Музыкальный пейзаж у Русселя играет скорее роль фона, красочная палитра которого сгущеннее и однороднее. Зато Вакх наделен в музыке подлинно стихийной силой.
Последний балет Русселя «Эней» (сценарий Ж. Веттеринга, 1935) — совсем иной. В этом «балете с пением» Руссель создает новый тип музыкально-сценического синтеза. Сценарий опирается на шестую книгу «Энеиды» Вергилия и строится на свободной символико-аллегорической трактовке сюжета. Энею видятся предсказанные Сибиллой события, линию поведения в которых он волен выбирать. Это дает возможность сжать ход действия в эпизоды, которые решаются обобщенно, порой аллегорически. Образную конкретность этим аллегориям придает хореография, а пояснения и суждение о них поручены, как в античной трагедии, хору.
Центральное место занимает эпизод с Дидоной. Эней должен преодолеть многие соблазны на пути к выполнению доверенной ему судьбой великой миссии. Один из самых труднопреодолимых — «высокое и огненное счастье», которым одаряет его прекрасная царица. Эней покидает Дидону, внемля голосу, призывающему его к выполнению гражданского долга — заложить на Италийской земле основы нового государства, из которого вырастет в будущем Рим. Преодолевая мучительное раскаяние (он — причина гибели Дидоны), Эней выполняет предначертание судьбы, и хор прославляет его мужественное служение будущему. Так рождается своеобразная форма спектакля, соединяющая элементы балета-пантомимы, античной трагедии и оратории. Музыкальный язык произведения лишен живописной красочности «Вакха и Ариадны», он несколько графичен. Руссель широко применяет полифонические приемы и в симфонических эпизодах, и особенно в хорах. Величественно звучит финальный хор, полифония которого многослойна, сложна и в то же время ясна по звучности.
Одно из последних крупных произведений Русселя — Фламандская рапсодия (1936). В этой партитуре композитор отдает дань народной музыке близкой ему Фландрии. Рапсодия написана на подлинные народные темы, заимствованные из фольклорных публикаций бельгийского музыковеда Э. Клоссона.
* * *
В творчестве Русселя гармонично сочетались верность классическим традициям и неустанные поиски нового. Это особенно отчетливо выразилось в его стремлении обогатить ладовое мышление, не разрушая основ музыки (поиски в сфере полиладовости и полимодальности).
В годы развития субъективистских и разрушительных тенденций Руссель сохранил приверженность позитивным эстетическим и этическим критериям, веру в духовную силу искусства. На склоне лет он одним из первых откликнулся на призыв Р. Роллана и П. Вайяна-Кутюрье к объединению всех прогрессивных деятелей искусства в ассоциацию, целью которой было сближение с народными массами, повышение культурного уровня народа. Руссель вместе с Кёкленом активно содействовал созданию Народной музыкальной федерации и возглавил ее, несмотря на обострение сердечной болезни. Он также участвовал в коллективном музыкальном оформлении драмы Ромена Роллана «14 июля» (написал вступление ко второму акту), постановка которой в 1936 году была приурочена к народному празднеству 14 июля в честь взятия Бастилии.
Руссель считал достоянием музыки область возвышенного и прекрасного, суть музыкально-прекрасного видел в гармонии мысли и чувства. По его убеждению, призвание и долг музыканта — нести это прекрасное людям, а общение с искусством должно облагораживать человека и доставлять ему радость.
Руссель скончался 23 августа 1937 года. Он не дожил до тягчайших испытаний, которые принесла Франции и всему миру Вторая мировая война, заставившая многих художников увидеть реальность своего века новыми глазами.