Музыка Франции. «Шестёрка» (продолжение)
Глава №46 книги «История зарубежной музыки — 6»
К предыдущей главе К следующей главе К содержанию«Шестерка» провозглашала приближение музыки к современности, которую видела в жизни большого города с его стремительными темпами и культом «машинизма». Музыка должна была отразить эту жизнь без прикрас, во всей ее обыденности, грубости, агрессивном динамизме. Почвой для такой «музыки повседневности» были призваны служить французские городские (читай — парижские) жанры: песня улицы и городского предместья, кафе-концерт, цирк, мюзик-холл. Отсюда и тяготение к джазу, остинатные ритмы и синкопы которого столь отвечали динамике и пульсации жизни современного города. «Джаз пронесся по Европе, как благотворная буря», — провозглашает Мийо.
Культ художественного воплощения повседневности был двойственным по внутреннему смыслу. Образы современного большого города намеренно снижались буффонадой, пародией, карикатурой *,
* Балеты «Бык на крыше» (1919), «Голубой экспресс» (1924), «Салат» (1924) Мийо, комедия «Непонятный жандарм» (1920), кантата «Бал-маскарад» (1932) Пуленка.
и в этом проявлялся критицизм сознания; вместе с тем возникала и урбанистическая романтика — идеализация, возвышение той же самой повседневности как некоей «новой красоты». В нарочито огрубленной, пародийной интерпретации повседневного одновременно таился особый изыск, специфическая усложненность. Такая простота во многом оказывалась мнимой. Она вовсе не адекватна была действительной простоте жизненных первоисточников, национальной бытовой традиции (что хотел в ней увидеть Кокто). Картинки из жизни улицы или гротесковое изображение веселящегося Парижа становились лишь материалом для обыгрывания на языке артистической богемы. В этом, точно так же как и в склонности позубоскалить, в стремлении эпатировать благонамеренного буржуа утрированной бравадой, было свое эстетство и очень много внешнего.
Пародийно-гротесковому осмеянию в сочинениях «Шестерки» подвергаются не только комические или уродливые стороны современной действительности (особенно достается мелкобуржуазному обывателю или претенциозной элите), но и античные темы, столь возвышенно трактованные старшим поколением (к названным выше произведениям Форе, Равеля, Роже-Дюкаса здесь можно добавить балеты «Вакх и Ариадна» и «Эней» Русселя). Впрочем, отношение молодых композиторов к античной тематике было двойственным: тут и юношеское пересмешничество («Протей», «Похищение Европы», «Покинутая Ариадна», «Избавление Тезея» Мийо), и вполне серьезное, порой трагическое преломление мифов, запечатлевающее мучительные и горькие размышления над морально-этическими ценностями («Орестея», «Несчастья Орфея» того же Мийо, «Гораций-победитель», «Антигона» Онеггера).
Большинство буффонад относится к балетному жанру (или к жанрам драматического спектакля с музыкой), что объясняется укреплявшимися связями «Шестерки» с антрепризой С. П. Дягилева, а также труппой «Шведский балет», возглавлявшейся Ж. Борленом и Р. де Маре.
Хореографический спектакль, по примеру «Парада» Сати, превращался в фарс, оперетту, цирковое представление, эстрадное ревю. Классический балет становился объектом разоблачительных насмешек. Образцом может служить танцевально-мимический фарс «Новобрачные на Эйфелевой башне» (1921) на сюжет и текст Кокто *.
* Спектакль был поставлен «Шведским балетом» в Театре Елнссйских полей. Сюжет его таков: новобрачные вместе с родителями, гостями и другом семьи, старым генералом, празднуют свадьбу в ресторане на Эйфелевой башне. Но непредвиденные происшествия нарушают чинное семейное торжество: появляется светская дама, прибывшая с фешенебельного курорта, врываются туристы на мотоциклах, а за ними артисты цирка. Укротитель приводит с собой льва, жертвой которого оказывается воинственный Генерал. Возникает шумная схватка между участниками свадьбы и циркачами. В сумятице драки пестрая толпа разъединяет новобрачных, их гостей и поглощает их.
Музыку балета создали: Орик — увертюру и несколько связывающих отдельные эпизоды ритурнелей; Пуленк — Танец Купальщицы из Трувиля и «Застольную речь Генерала»; Тайфер — Кадриль и Вальс танцующих телеграмм; Онеггер — пародийный Траурный марш Генерала; Мийо — Свадебный марш и бешеную фугу финальной суматохи. Спектакль «Новобрачные на Эйфелевой башне» был воспринят как несколько нарочитая демонстрация творческого единства группы.