Творческий путь Стравинского (продолжение)
Глава №13 книги «История зарубежной музыки — 6»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюРазразившаяся Первая мировая война отрезает Стравинского от России (он посетит ее только через пятьдесят лет, в свое восьмидесятилетие). Сам композитор подчеркивал, что его отъезд носил характер художественной эмиграции.
Будучи в Швейцарии, Стравинский не перестает работать над русской темой, обращаясь к трудам замечательных собирателей русского фольклора Афанасьева, Киреевского. В его ближайших творческих планах — «Свадебка», «Байка», «Сказка о беглом солдате и черте» *.
* Таково подлинное, авторское название этого произведения. Распространенный в России вариант «История солдата» неверен, так как является обратным переводом французского названия.
Эти произведения подготавливают рождение нового театра Стравинского — театра, идущего от сказки, обрядового действа.
Ко времени окончания «Весны священной» и к ближайшим годам после нее относятся вокальные циклы «Три стихотворения из японской лирики», «Прибаутки», «Три истории для детей», а также Три пьесы для струнного квартета. При внешней скромности исполнительского состава это сочинения глубокой экспериментальной сущности. В них композитор оттачивает, разнообразит и закрепляет работу с попевкой, ищет новые принципы инструментального стиля, в котором бы в полной мере проявились лаконизм, графичность, специфика инструментов. Наряду с этим в «Сказке о солдате» Стравинский расширяет интонационную основу своей музыки, обращаясь также к интонациям джаза, итальянским, испанским интонационным оборотам. На базе всех этих находок выработается новый инструментальный стиль Стравинского, подводящий к его неоклассицистской манере.
«Пульчинелла» — «балет с пением по Перголези» — уже непосредственно предвосхищает неоклассицизм Стравинского. Композитор писал: «„Пульчинелла" был моим открытием прошлого, моим крещением, благодаря которому сделались возможными все мои последующие сочинения».
К концу войны Стравинский перебирается в Париж, где в «Гранд-опера» пройдут премьеры «Байки», «Пульчинеллы». Париж, один из центров европейской музыкальной культуры, после Первой мировой войны вступил в полосу бурной, во многом противоречивой художественной жизни. Импрессионизм и дадаизм, «новый динамизм» и эстетический нигилизм, увлечение джазом и французским XVIII веком — вот лишь немногие взаимоисключающие ее направления. Стравинский занимает в ней видное место, его рассматривают как лидера, открывающего новые пути европейской музыки. Именно в таком качестве воспринимают его не только молодые композиторы «Шестерки», но и зрелые мастера — Равель, Шимановский, Барток.
Стравинский вступил на древнюю, возделанную искусством многих поколений культурную почву Франции, ставшей второй родиной для многих композиторов-иностранцев (Люлли, Глюка, Шопена, Листа), чье искусство расцветало в ее интеллектуальной атмосфере, получая дополнительные художественные стимулы. Из России он вынес главное — эстетический универсализм, к которому призывал «Мир искусства». Гений Стравинского обладал редкостным свойством — вбирать, перерабатывать и открывать все новые и новые творческие тенденции. На протяжении своего долгого творческого пути композитор неизменно оказывался в центре культурной и художественной жизни. Так, в Париже он общался с художниками — П. Пикассо, М. Ларионовым, литераторами — А. Жидом, П. Валери, П. Клоделем, философом Ж. Маритеном и, конечно, с музыкантами — Э. Сати, членами «Шестерки», М. Равелем... Ему оказались близки как некоторые приметы «нового динамизма», которые выразил «Парад» Сати (это показала «Сказка о солдате»), так и особенно идеи неоклассицизма, «носившиеся в воздухе», — они намечались еще до войны и дали такие бурные всходы после нее.
Стравинский и сам шел навстречу неоклассицизму начиная с Трех пьес для квартета (1914), а после «Пульчинеллы» (1919) решительно поворачивает к нему. Влиянием Франции, страны классического образования и прочных классицистских традиций в искусстве, вероятно, можно объяснить то, что в творчестве Стравинского такое видное место начинают занимать античные сюжеты («Аполлон Мусагет», «Царь Эдип», «Орфей», «Персефона») *.
* Правда, следует отметить, что античность находила отражение в поэзии, литературе, театре и музыке предреволюционной России, а в русской музыке имели место тенденции, близкие неоклассицизму: назовем для примера «Моцартиану» и пастораль из «Пиковой дамы» Чайковского, «Орестею» Танеева, «Из средних веков» Глазунова.
Они во все времена были представлены во французском искусстве, а в 20—30-е годы получили особое распространение. Вместе с тем подчеркиваем, что, обращаясь к ним, Стравинский решает свою основную творческую тему, определившуюся в «Весне священной» и «Сказке о солдате»: человек в круговороте окружающих его сил, человек и его судьба, человек и подстерегающие его искусы...