От редактора-составителя
Глава №1 книги «История зарубежной музыки — 6»
К следующей главе К содержаниюШестой выпуск учебника по истории зарубежной музыки хронологически продолжает предыдущий, где речь шла о зарубежной музыке конца XIX — начала XX века. Данный выпуск охватывает в основном эпоху между двумя мировыми войнами (Первой, 1914— 1918, и Второй, 1939—1945). В нем рассматривается преимущественно творчество композиторов, которые впервые заявили о себе в 1910—1920-е годы, а впоследствии определяли развитие музыкально-исторического процесса. Естественно, что, прослеживая их творческие пути, в ряде случаев приходилось выходить за очерченные выше временные рамки.
Лимитированный объем учебника вызвал вынужденные ограничения в отборе освещаемого материала. В этом выпуске представлены композиторские школы Франции, Австрии, Германии, Италии, Англии. Особое место в учебнике, открывая его, занимает И. Ф. Стравинский: после «Весны священной» (1913) этот русский композитор прожил за рубежом более пятидесяти лет, и его искусство стало феноменом не только русской, но и западной культуры. Композиторы малых стран Центральной Европы (Венгрии, Чехословакии, Румынии, Польши и др.) отнесены к следующему выпуску.
Учебник создан коллективом кафедры истории зарубежной музыки Санкт-Петербургской консерватории (заведующий кафедрой профессор В. В. Смирнов) при участии профессора кафедры теории музыки той же консерватории Р. Х. Лаула, а также профессора И. В. Нестьева, представлявшего не только Московскую консерваторию, но и Всесоюзный научно-исследовательский институт искусствознания (ныне Государственный институт искусствознания Министерства культуры Российской Федерации). Редколлегия полагала, что при общности методических принципов нет смысла унифицировать манеру изложения авторов учебника. Поэтому главы учебника строятся не одинаково, а в зависимости от проблем, стоявших перед авторами.
Разработка плана учебника велась редактором-составителем в тесном сотрудничестве с профессором Т. Э. Цытович, возглавлявшей кафедру истории зарубежной музыки Московской консерватории. На этой же кафедре, впоследствии руководимой профессором М. А. Сапоновым, учебник прошел различные этапы рецензирования и окончательную апробацию. Всем коллегам, способствовавшим совершенствованию учебника, редактор-составитель приносит сердечную благодарность. Особую признательность редактор-составитель и коллектив авторов выражают редактору учебника А. В. Вульфсону.