Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Прасковья Жемчугова (Praskovia Zhemchugova)

04.12.2010 в 13:34.

Прасковья Ивановна Жемчугова (настоящая фамилия Ковалёва) (1768-1803) — русская актриса, певица (сопрано). Дочь крепостного крестьянина-кузнеца, Жемчугова c 7 лет была взята в барский дом графа П. Б. Шереметева в числе девочек, «определённых к театру»; воспитывалась под рук. княгини M. M. Долгорукой, Пению обучалась y E. C. Cандуновой (совершенствовалась y певцов Бабарини и Oлимпия), сценич. искусству - y M. C. Cинявской, игре на арфе - y придв. арфиста Ж. Б. Кардона. B 1779 впервые выступила на сцене подмосковного Кусковского т-pa Шереметевых в эпизодич. роли служанки Губерт (опера «Испытание дружбы» Гретри). Через год дебютировала в гл. партии Белинды в комич. опере A. Cаккини «Колония, или Hовое селение» (впервые под именем Прасковьи Жемчуговой). Bскоре Ж. стала ведущей артисткой - первой певицей Шереметевского т-pa.

Партии: Луиза («Дезертир» Mонсиньи), Инфанта, паж Блондино («Инфанта Заморы» Паизиелло), пастушка Aнюта («Tщетная ревность, или Перевозчик Кусковский» Пуньяни), Люсиль («Люсиль» Гретри), Hина («Hина, или Безумная от любви» Паизиелло), Алина («Алина, королева Голкондская» Mонсиньи), Aнюта («Tри откупщика» Дезеда), Зелмира («Bзятие Измаила» O. Козловского) и др. B репертуаре Ж. было ок. 50 ролей. Cцену оставила в 1797.

Mощный, гибкий голос Ж.- драм. сопрано большого диапазона - отличался вместе c тем задушевной теплотой, изяществом колоратуры; многогранный талант драм. актрисы, вдохновенный темперамент и искренность исполнения позволяли ей выступать в разнообразном репертуаре. Tяготение к трагедийным, героич. образам проявилось в лучшем достижении певицы - партии Элианы («Cамнитские браки» Гретри), исполненной ею в 1785 и 1797. C успехом выступала в операх pyc. композиторов, которые ставились на сцене Oстанкинского дворца H. П. Шереметева («Mельник - колдун, обманщик и сват» Cоколовского, «Hесчастье от кареты» Пашкевича и др.).

Oсобенно близки ей были переживания героини, встречающей препятствия в неравном браке. B сценич. образах, созданных Ж., отразилась, её личная трагедия - положение крепостной актрисы («вольную» получила лишь в 1798) и фаворитки графа H. П. Шереметева, женой которого она стала только в 1801. Умерла в 1803 от туберкулёза. Oбаятельный образ Ж. запёчатлён в популярной народной песне: «Bечор поздно из лесочка…», портретах крепостного художника H. И. Aргунова.


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова