Рим — наслоение эпох

Глава №6 книги «Песни. Опера. Певцы Италии»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

Фасад от Возрождения, фундамент времени Империи, под ним основание, заложенное задолго до нашей эры. Современно лишь обрамление. Таков Рим сегодня.

Удивительны его контрасты. Рядом с вокзалом Термини - он будто весь из стекла и нержавеющей стали - развалины первой крепостной стены. Квадратные глыбы изрыты "каменной оспой". Пятнами разбросана по ним серо-зеленая поросль дряхлеющего мха и молодых побегов.

На Муниципальной площади вокруг египетского обелиска VI века до нашей эры выстроились ракетообразные лимузины.

Под "Домус Ауреа" Нерона, против Колизея, - метро! Станция носит название "Колоссео".

В просторной траттории в тихой улочке около Тибра - уютно и просто. Посетители - шоферы такси, водители троллейбусов, кондуктора, рабочие... Они приносят с собой домашние завтраки, вместе с вином получается обед. Расплатившись, не уходят. Завязываются разговоры.

Летом большая часть дня проводится на улице. Напротив траттории - мясная лавка. Под навесом из фанеры сидит лавочник и переговаривается через улицу с соседом, продавцом фруктов. Стучит в мастерской сапожник. Две женщины со второго этажа о чем-то оживленно разговаривают. Третий этаж увешан бельем. Здесь солнца и света мало. Домам тесно. Из окна в окно можно перешагнуть. Осенью, зимой и ранней весной - сыро. Ну а сейчас прохладно.

С улицы донеслись звуки шарманки. Вошел мальчик лет десяти и, идя от стола к столу, стал предлагать лотерейные билеты - бродячий музыкант не хотел просто так просить деньги.

Приятным развлечением явился приход настоящих музыкантов. Их было трое - скрипач, аккордеонист и певец. Ходить по тратториям - их повседневная работа. Они исполняют популярные песенки, мелодичные и простые. Слушают их не только посетители. Слушают хозяин, он же повар, его жена, дети, официант и подручные мальчики. Приходят соседи - продавец фруктов, сапожник, мясник. Всем места не хватает, и зрители располагаются рядами - впереди ребятишки, взрослые за ними. Хозяин выставляет угощение - два литра виноградного вина, спагетти с сыром. После этого музыканты играют бесплатно.

На площади Республики, в галерее, отведенной под кафе, играет джаз. Столики расставлены на площади. Много свободных мест, но люди, стоящие плотной стеной за легкой оградой, не занимают их.

Молодой певец исполняет неаполитанскую песню. Сидящие за столиками разглядывают вновь входящих, разговаривают. Когда песня кончается, небрежно аплодируют. Но те, кто стоит за оградой, награждают певца щедрыми аплодисментами. Владельцу кафе нужен сбор. Аплодисменты бесплатных слушателей ничего не говорят его карману. Репертуар джаза должен понравиться клиентам. Поэтому, отдав дань традиции, то есть исполнив несколько неаполитанских песен, музыканты меняют инструменты: скрипку заменяет контрабас, аккордеон - маракасы, а пианист садится за ударные. Певец поет "ритмичные" песенки. Характер исполнения, манера держаться на сцене - все другое. Куда девался красивый, мягкий тембр его голоса. Он уже не поет, а надсадно кричит и в такт ритму дергается всем корпусом и хлопает в ладоши. Дань моде!

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова