Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Опера Серова «Вражья сила»

The Power of the Fiend

12.01.2011 в 12:37.

Серов. «Вражья сила». «Широкая масленница» (Ф. Шаляпин)

Александр Николаевич Серов

Опера русского композитора Серова (1871, Петербург), в 5 д. Либретто А. Островского (совместно с П. Калашниковым и А. Жоховым) по его драме «Не так живи, как хочется».

Главные персонажи:

Илья (бас), Пётр (баритон), Даша (сопрано), Груня (меццо-сопрано), Вася (тенор), Ерёмка (бас).

1 действие.
Москва. 17 в. Грустно молодой купчихе Даше. Муж Петр разлюбил ее, не бывает дома. И даже отца не слушает. А у Петра все помыслы о красавице Груне. Пришедший в гости приятель Петра Вася выдает Даше тайну: это он познакомил Петра с Груней, своей зазнобушкой, и теперь жалеет об этом. Даша, оскорбленная, хочет уехать к родителям.

2 действие.
А на постоялом дворе у матери Груни веселье. Хозяйка и пьяный кузнец Ерёмка развлекают заезжих купцов. Груня поет песни. Случайно, от приезжих, оказавшихся родителями Даши, подслушав их разговор с дочерью, Груня узнает, что Петр обманул ее, назвавшись холостым.

3 действие.
Груня хочет отомстить Петру. Когда он ласково обращается к ней, то она поет ему песню, в которой намекает, что он женат. Узнав, что здесь была Даша, Петр взбешен. А когда он видит, как Груня ласкова с его приятелем Васей, совсем теряет голову.

4 действие.
На масленичном гулянии Петр и Ерёмка. Появляются Вася с Груней. Узнав, что это он выдал его тайну Даше, Петр набрасывается на Васю. Его связывают Под хохот гуляющих Груня насмехается над Петром. Еремка подбивает Петра избавиться от жены. Он приведет ее в лесную избушку ночью, если Петр не поскупится. В ужасе слушает его Петр, но желание быть с Груней сильнее разума. Сговор случайно подслушивает Вася.

5 действие.
Ночью Ерёмка приводит Дашу, которая думает, что муж заболел. Петр бросается на нее с ножом. Раздается звон бубенцов. Это едут Вася и родня Петра и Даши. Поздно. Она мертва. Петр со стоном падает к ногам отца.

Е. Цодоков, 1999


ВРАЖЬЯ СИЛА — опера А. Серова в 5 д., либретто А. Островского, Н. Жохова, П. Калашникова по драме А. Островского «Не так живи, как хочется». Завершена после смерти композитора В. Серовой и Н. Соловьевым. Премьера: Петербург, Мариинский театр, 19 апреля 1871 г., под управлением Э. Направника; возобновление — там же, 14 ноября 1879 г., с Ф. Стравинским в партии Еремки; премьера в Москве: Большой театр, 15 ноября 1881 г.

У Островского молодой купец Петр, охваченный страстью к красавице Груне и наущаемый пропойцей Еремкой, в пьяном загуле решает убить свою жену Дашу, но в последнюю минуту ему удается победить наваждение. Драма носит не только бытовой, но и нравственно-психологический характер; хотя жанровый и бытовой фон выписан широко и ярко, в центре пьесы — духовное возрождение человека. Серов хотел развить жанровые картины.

На протяжении 1867 г. работа над оперой шла интенсивно, было написано все либретто и основная часть партитуры. В середине 1868 г. Серов неожиданно сообщил Островскому, что они коренным образом расходятся в понимании темы, и в особенности развязки. Композитор пришел к выводу, что финальное раскаяние Петра следует устранить, завершив действие убийством Даши. Драматург был готов пойти навстречу этим пожеланиям, однако нетерпение, проявленное Серовым в резкой форме, вызвало разрыв отношений. Пришлось привлечь к сочинению либретто других литераторов. Опера была почти завершена, однако Серов умер, не успев оркестровать ее.

При всей спорности, «Вражья сила» — выдающееся и во многом новаторское произведение, раздвинувшее границы оперного искусства. Заслуга автора в том, что личную, семейную драму он показал в неразрывном единстве с бытовым фоном; слабость же его драматургии — в малой индивидуализации характеров. Композитору в большей мере удалось все, что связано с бытом, чем то, что передает внутренний мир героев.

Первая постановка оперы не имела успеха. Среда, в которой развертывается действие, демократизм музыкального языка, простота самой драмы не только оттолкнули поклонников «изящного», но вызвали раскол и среди артистов. А. Вольф сообщает в «Хронике Петербургских театров», что даже такая выдающаяся артистка, как Е. Лавровская, для которой Серов писал партию Груни, не поняла ее: «Артистке казалось странным и даже несовместимым с ее достоинством изображать пьяную бабу». Так же и Сариотти не понял партии Еремки, превратив его в какое-то инфернальное существо. Понимание пришло к «Вражьей силе» позднее, когда реалистическое начало, представленное операми Мусоргского, Римского-Корсакова, Чайковского, утвердилось на русской сцене. Решающую роль в успехе «Вражьей силы» сыграли талантливые певцы, и прежде всего Ф. Стравинский, в 1879 г. впервые исполнивший партию Еремки и до конца жизни с ней не расстававшийся. Вот как описывает Э. Старк артиста: «Внешность его была настолько характерна, что, когда Еремка появлялся впервые среди толпы народа, заполнявшей собой постоялый двор, он тотчас же привлекал к себе внимание зрителей. Маленький — Стравинский удивительно скрадывал здесь свой рост,— горбатый, с головой, ушедшей в плечи, лоб наполовину закрыт беспорядочно спутанными волосами, красный нос, выдающий собою записного пьяницу; хитрые глаза, резко выделяющиеся на потемневшем от загара и грязи лице, то и дело бегают по сторонам; редкая, наполовину точно выдранная борода, невообразимо затасканный зипун... Приседающая походка, угловатые, резкие жесты — таков был этот кузнец с постоялого двора. Еремка... ловкий проныра, умеющий извлечь пользу из ситуации, свидетелем которой он случайно оказался... Таким его и играл Стравинский, выразительно оттеняя в нем черты балагурства. В исполнении песни „Широкая масленица"'певец передавал безудержную радость забубенного гуляки по случаю предстоящего праздника, а затем — горесть не успевшего нагуляться всласть человека». Стравинский не спешил раскрыть злобную натуру своего героя: поначалу он весельчак и потешник, безобидный пропойца. «В следующей картине, в сцене с Петром, когда Еремка внушал ему мысль об убийстве жены, Стравинский бесподобно вскрывал сущность Еремки». Каждая реплика, каждая интонация артиста убеходала и покоряла. В его передаче Еремка оказался самым ярким действующим лицом, вокруг которого группировались остальные. (При возобновлении оперы в 1879 г. хоровые народные сцены, в которых царил этот персонаж, были поставлены более удачно.) В сознании современников образ, созданный Стравинским, был непревзойденным по силе реализма. Но в спектакле были и другие артистические удачи: М. Славина — Груня, И. Прянишников — Петр.

Новый этап сценической истории «Вражьей силы» связан с Ф. Шаляпиным. Впервые выступив в партии Еремки на сцене Московской частной оперы (тогда исполнялось только II д.), Шаляпин затем создал эту роль в 1902 г. в Большом театре. Он продолжал работать над ней всю жизнь, заново поставил оперу в Петрограде после Октябрьской революции. Партия Еремки принадлежит к высшим музыкально-сценическим завоеваниям артиста. Шаляпин раскрывал образ Еремки как порождение социального бесправия, темноты и рабства. Они-то и воспитали звериную хитрость, злобу, изворотливость, готовность идти ради денег на все. Но и помимо корысти в рабьей душе Еремки живет ненависть к людям, которым он хочет отомстить за свое уродство. Б. Асафьев писал: «Подход Шаляпина к воплощению Еремки проникнут причудливой, злой скоморошьей повадкой. Злой, потому что Еремка — не бескорыстный художник. Сперва он только приглядывается и прислушивается. Цель его — вырвать у купца лишний алтын на выпивку. Он еще и сам не знает, что сделает с купцом и на что его направит. И только когда алтыны выжаты в достаточной мере, Еремка, уже как мастер своего искусства, увлекается самым процессом творчества и импровизирует ход наговоров и изветов со сладострастием профессионального душегуба, доводя Петра до неизбежности убийства... он страшен как ловец души человеческой, обнажая весь срам пропойцы в его безудержном падении к бездне подлости». Весь спектакль, поставленный Шаляпиным в 1920 г., был выдержан в тонах высокого реализма (художник Б. Кустодиев).

Опера Серова ставилась неоднократно на отечественной сцене: Саратов (1940), Москва, Большой театр (1947). Для московской постановки Б. Асафьев написал заново музыку последнего действия и изменил ход событий, приблизив его к пьесе Островского. В этом спектакле яркие образы Петра и Еремки создали Ал. Иванов и Н. Щегольков.

Несомненно воздействие музыки масленицы во «Вражьей силе» на «Петрушку» И. Стравинского.

А. Гозенпуд


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова