Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Галина Уствольская (Galina Ustvolskaya)

04.12.2010 в 13:34.

Родилась 17 июня 1919 в Петрограде (ныне Санкт-Петербург). В 1937–1939 обучалась в музыкальном училище, затем в Ленинградской консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова по классу композиции Д.Д.Шостаковича и в аспирантуре при ней (до 1947). Вела класс композиции в музыкальном училище, где среди ее учеников был Б.И.Тищенко. Шостакович высоко ценил творчество Уствольской, которое активно развивалось с середины 1940-х годов (концерт для фортепиано, струнного оркестра и литавр, 1946; Сон Степана Разина – былина на народные слова для баса и симфонического оркестра, 1948), и предсказал ему всемирное признание. Он даже использовал в своем струнном квартете № 5 и в сюите Сонеты на стихи Микеланджело (№ 9) вторую тему из финала трио для кларнета, скрипки и фортепиано Уствольской.

Долгое время ее музыка практически не исполнялась и не принималась критиками, она осуждалась за элитарность, узость, жесткость и т.п. Ряд сочинений Уствольской подвергся издательской «редактуре» (например, проставлялись тактовые черты там, где их не было и не должно было быть); ныне при исполнении учитывается рукописный вид нотации ее сочинений.

Музыка Уствольской уникальна и в буквальном смысле ни на что не похожа, она чрезвычайно экспрессивна, мужественна, сурова и исполнена трагическим пафосом при аскетичности выбора выразительных средств. Музыкальное мышление Уствольской отличается мощным интеллектуализмом, содержание произведений – пронзительной духовностью. Принципы организации ее музыки логичны и просты, естественны и самобытны.

С конца 1980-х годов возникает интерес к музыке Уствольской сначала за рубежом, а затем в России. Главная область ее творчества – камерно-инструментальная музыка (хотя, по словам самой Уствольской, ее сочинения «не являются камерной музыкой даже в том случае, если речь идет о сольной сонате»). Соната для виолончели с оркестром № 1 была создана в 1946, затем последовали шесть фортепианных сонат (1947, 1949, 1952, 1957, 1986, 1988). Исполнительские составы симфонических и инструментальных произведений Уствольской всегда уникальны. Три из пяти ее симфоний (последняя – под названием Аминь – создана в 1990) написаны на тексты немецкого монаха-музыканта 11 в. Германа Расслабленного (Контрактуса); Вторая (1979) – Истинное и вечное блаженство для оркестра и голоса соло; Третья (1983) – Иисусе, Мессия, спаси нас! для духовых, ударных, чтеца и фортепиано, Четвертая (1987) – Молитва для контральто, трубы, фортепиано и там-тама. Среди инструментальных произведений Уствольской Композиция № 1 Dona nobis pacem для флейты-пикколо, тубы и фортепиано (1970–1971), Композиция № 2 Dies irae для восьми контрабасов, ударных и фортепиано (1972–1973), Композиция № 3 Benedictus, qui venit для четырех флейт, четырех фаготов и фортепиано (1974–1975).

Уствольская – лауреат Гейдельбергской премии за достижения в области искусства (1992).

Энциклопедия Кругосвет

Публикации


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова