Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Беллини, Пуччини, Чайковский

Глава №53 книги «Артуро Тосканини. Великий маэстро»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

Глаза Тосканини начинали сиять, когда ему случалось говорить о Винченцо Беллини. И это обстоятельство помогло одному фотографу сделать снимки маэстро, когда тот пребывал в хорошем настроении. С помощью одного общего друга этот фотограф после долгих уговоров добился согласия Тосканини снимать его дома. Но когда маэстро вышел к гостям хмурым, и общий друг, предчувствуя неудачу, нерешительно спросил:

— Не поразительно ли, маэстро, что Беллини оказал такое влияние на Шопена?

Тосканини сразу же сел за рояль и стал играть и петь арии Беллини. Часа два продолжался разговор на эту тему, и фотограф таким образом смог щёлкать своим аппаратом сколько угодно.

Дружеские отношения никак не влияли на оценку Тосканини творчества композиторов-современников.

— Пуччини, — говорил он, — очень способный музыкант, но, к сожалению, не более. Стоит посмотреть, например, партию Чио-Чио-сан. Сколько лет эта бедная женщина ждала, надеялась и теперь верит, что муж наконец вернётся. А послушайте музыку: подслащённая водичка! С другой стороны, Травиата Верди. Сколько страсти и правды!

Вообще он любил музыку, в которой чувствуется биение сердца. Патетическую Чайковского он исполнял, потому, что она казалась ему рождённой подлинным чувством. Прежде чем первый раз показать её публике, он взял домой все партии и потратил много часов на то, чтобы самому внести в них все указания темпов, выразительности и ведения смычка. Музыканты, которым следовало до репетиции самостоятельно пройти свои партии, могли, таким образом, сделать это, учитывая пожелания маэстро. Так серьёзно он подходил к своей задаче.

Пятая симфония Чайковского казалась ему слишком банальной, и он отказывался исполнять её. Четвёртая, по его мнению, лучше других, но он её "не слышал". Пылкость Ромео и Джульетты и — несмотря на все недостатки — Манфреда вызывала в нём разное отношение. Однажды он спросил своих коллег, не согласны ли они с его мнением, что Манфред по своей композиционной структуре опера, но без пения. И добавил:

— Только тот, кто дирижировал операми, может правильно интерпретировать Манфреда.


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова