Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Венок памяти от Пармы

Глава №104 книги «Артуро Тосканини. Великий маэстро»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

В конце 1958 года в Парме, родном городе Тосканини, широко отмечалась 2-я годовщина со дня смерти дирижёра. Торжества открылись 19 октября 1958 года установкой бюста Тосканини в Пармской консерватории имени Арриго Бойто (скульптор Карло Корви).

В театре "Реджо" в течение трёх месяцев – по 16 января 1959 года – давались симфонические концерты в память о Тосканини, которыми руководили лучшие итальянские дирижёры.

Муниципалитет города подготовил сборник "Парма – памяти Тосканини", в котором опубликованы статьи музыкантов, музыкальных писателей, критиков, встречавшихся с дирижёром на различных этапах его жизненного пути.

Личность Тосканини сохранилась не только в его творчестве, которое, к счастью, запечатлено в грамзаписях, но также в воспоминаниях людей, знавших его. Эти документы, собранные воедино, — не увядающие свидетельства его бессмертия. Самое ценное в них — характеристика искусства и личности Тосканини, которую дают музыканты и музыковеды.

АНТОНИНО ВОТТО. НЕ ТЕРПЕЛ КОМПРОМИССОВ

Его уважение к произведениям искусства проявлялось в том, что он старался исполнить партитуру предельно точно. Однако каждое его выступление приводило к новому воспроизведению партитуры по сравнению с тем, как она обычно исполнялась в то время, и поэтому его исполнение казалось чем-то дотоле неслыханным.

Конечно, все кричали о чуде, о волшебстве. Но ничего волшебного в этом не было: он точно воспроизводил то, что указано в партитуре, и старался сделать это наилучшим образом, избегая каких-либо пропусков и купюр. В этом и заключалась причина живости его интерпретаций, темпы которых оказывалась порой несколько более подвижными, чем те, какие мы обычно слышали.

В те времена, когда Тосканини начал свою дирижёрскую деятельность (и задолго до этого), вольности в исполнении встречались часто. Капризы импресарио, неполный состав оркестра, свобода, предоставленная певцам, которые могли где угодно вставлять неуместные каденции и ферматы, – это своеволие немыслимо искажало музыку.

Тосканини ещё с далёкого 1886 года всеми силами боролся против этого господствующего, отвратительного обычая. Его твёрдость и нетерпимость стали оружием в борьбе. Он не терпел компромиссов, не допуская никаких нажимов: только к музыке он относился с полным уважением, потому что единственно от верности тексту рождается дух интерпретации.


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова