Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Опера Россини «Вильгельм Телль»

Guillaume Tell

12.01.2011 в 19:34.

Россини. Увертюра к опере «Вильгельм Телль» (Оркестр NBC п/у Тосканини, 1939)

Опера Джоаккино Россини «Вильгельм Телль»

Опера в четырех действиях; либретто В.-Э. де Жуй и И. Би по драме Ф. Шиллера «Вильгельм Телль».
Первая постановка: Париж, Королевская академия музыки, 3 августа 1829 года.

Действующие лица:

Вильгельм Телль (баритон), Арнольд (тенор), Вальтер Фюрст (бас), Мельхталь (бас), Джемми (меццо-сопрано), Гедвига (контральто), рыбак (тенор), Лейтхольд (бас), Геслер (бас), Матильда (сопрано), Рудольф (тенор); офицеры и солдаты Геслера, пажи, дамы из окружения Матильды, пастухи, охотники, танцоры, швейцарские крестьяне из кантонов Ури, Унтервальден и Швиц.

Действие происходит в швейцарском городе Альтдорфе (кантон Ури) и его окрестностях.

Действие первое

Селение в горах. Вильгельм Телль стоит, задумавшись. Рыбаки, охотники и крестьяне готовятся отпраздновать свадьбу трех пастухов по благословению мудрого Мельхталя, отца Арнольда («Quel jour serein le ciel presage»; «Небо так ярко голубое»). Арнольд влюблен в австрийскую принцессу Матильду и поэтому стал солдатом войска австрийских захватчиков. Телль призывает его присоединиться к борцам за свободу родины (дуэт «Ou va-tu? Quel transport t'agite?»; «Что с тобой? Куда бежишь в смятеньи?»). Вдали слышатся фанфары отряда Геслера, наместника австрийского императора. Арнольд уходит, Телль боится за его судьбу. Праздник продолжается («Hymenee, ta journee»; «Брак священный»). В состязании по стрельбе выигрывает сын Телля Джемми («Honneur au fils de Tell»; «Слава сыну Телля»). Неожиданно появляется пастух Лейтхольд: он убил человека из отряда Геслера, защищая честь своей дочери. За ним гонятся солдаты во главе с Рудольфом. Телль берется переправить его на другой берег озера. Рудольф хочет знать, кто помог Лейтхольду. Мельхталь убеждает всех молчать. Тогда Рудольф приказывает арестовать старика и поджечь деревню. Народ взывает к возмездию («Dieu de bonte, Dieu tout puissant»; «Бог всеблагой, Боже святой»).

Действие второе

Ущелье в горах. Смеркается. Охотники и пастухи возвращаются домой, слышится охотничий рог Геслера (хор «Ouelle sauvage harmonie»; «Нас рог веселый сзывает»). Принцесса Матильда знает, что Арнольд любит ее («Sombre foret, desert, triste»; «Темного леса таинственный кров»). Она призывает его стяжать воинскую славу под знаменами императора, и тогда он сможет жениться на ней. Слышатся шаги, и влюбленные расстаются («Qui, vous l'arrachez а mon ame»; «Нет, скрывать я больше не в власти»). Арнольд встречает Вильгельма и Вальтера: они упрекают Юношу в измене. Отец его казнен по приказу Геслера. Арнольд потрясен. Он клянется бороться вместе со всеми (трио «Quand I'Helvetie est un camp de supplice»; «В тяжкой борьбе край родной погибает»). Собираются крестьяне из разных кантонов. Вильгельм произносит клятву («Des profondeurs du bois immense»; «Слышишь? Из темной чащи бора»).

Действие третье

Арнольд признается Матильде, что должен отомстить за смерть отца. Принцесса глубоко опечалена («Pour notre amour, plus d'esperance»; «Навек надежду я потеряла»).

Площадь в Альтдорфе перед резиденцией Геслера. Идет празднование столетия власти австрийцев. Все должны кланяться шлему Геслера, возвышающемуся на площади. Проходит военный парад («Gloire au pouvoir supreme!»; «Геслеру слава, слава»). Все танцуют и славят правителя. Солдаты приводят к Геслеру Телля и его сына Джемми: гордый швейцарец не захотел кланяться шлему. Рудольф узнает в нем спасителя Лейтхольда («C'est la cet arcier redoutable»; «Так вот тот стрелок»). Геслер велит Теллю прострелить яблоко, положенное на голову сына,— тогда им будет дарована жизнь. Телль обнимает и благословляет сына («Je te benis en repandant des larmes»; «Sois immobile et vers la terre»; «Благославляю, сын мой», «Будь неподвижен»). Затем он с блеском выдерживает испытание. Но Геслер видит у Вильгельма еще одну стрелу: Телль признается, что она предназначалась для наместника, если бы Джемми был убит. Геслер велит арестовать обоих. Матильда берет ребенка под свою защиту. Швейцарцы проклинают тирана («Anatheme a Gesler»; «Геслер проклят вовек»).

Действие четвертое

В доме Мельхталя Арнольд думает о мести («Asile hereditaire»; «Приют мирный родимый»). Раздаются крики швейцарцев, собирающихся освободить Телля. Арнольд уходит вместе со всеми (кабалетта с хором «Amis, amis, secondez ma vengeance»; «Друзья, друзья, за отца отомстите»). Дом Телля на берегу озера. Матильда приводит Джемми Гедвиге (трио «Je rends a votre amour un fils»; «Вот сын вам возвращен»), которая молится о спасении Телля («Toi qui du faible es l'esperance»; «Слабых защита, о провиденье»). Джемми поджигает дом, давая сигнал к началу восстания. Вильгельма везут в лодке на остров, на место казни, за ним следует ладья с Геслером и его свитой. Начинается буря. Телль прыгает на берег, воспользовавшись общей суматохой. Издалека он поражает Геслера меткой стрелой. Арнольд приносит весть об освобождении Альтдорфа. Народ славит свободу.

Г. Маркези (в переводе Е. Гречаной)


ВИЛЬГЕЛЬМ ТЕЛЛЬ (Guillaume Tell) — опера Дж. Россини в 4 действиях (6 картинах), либретто В. Ж. Этьенна (де Жуи) и И. Л. Ф. Би. Премьера: Париж, 3 августа 1829 г.

В основе оперы — одноименная трагедия А. Лемьера (а не Ф. Шиллера, как иногда ошибочно утверждается). Этот сюжет уже до Россини был использован в опере. Так, в 1791 г. был поставлен «Вильгельм Телль» А. Э. М. Гретри. Существует американская опера о Телле — «Стрелки» («Швейцарские горцы») Б. Карра (Нью-Йорк, 1796), балеты Л. А. Пиччини (1805), Ц. Пуни (1883), симфоническая поэма Германа Цопфа и т. д. Опера Россини остается лучшим воплощением этой темы. Россини, горячо любивший свою родину, изображая жизнь швейцарцев, думал об Италии.

Действие оперы развертывается в 1308 г. в Швейцарии, над которой тяготеет владычество Австрии. Гнет невыносим, и гнев зреет в сердце народа. Олицетворением мужества, патриотизма и свободолюбия являются главный герой оперы — стрелок Телль, старый крестьянин Мельхталь, горец Лейтхольд. Сын Мельтхаля Арнольд в тревоге: он любит австрийскую принцессу Матильду, сторонницу наместника Гесслера. Сначала Арнольд едва не совершает предательства — для того чтобы стать мужем Матильды, он готов служить австрийцам, — но затем под впечатлением трагической гибели отца, казненного по приказу Гесслера, присоединяется к швейцарцам. Телль вызывает особую ненависть наместника, который подвергает его жестокой душевной пытке, приказав сбить яблоко с головы собственного сына. Стрелок сбивает яблоко, но тиран замечает, что для него самого Телль приберег вторую стрелу, и смельчака арестовывают. Горцы готовятся поднять восстание. Буря настигает лодку Гесслера, который везет в темницу Телля. Тот опрокидывает лодку и, добравшись до берега, поражает Гесслера выстрелом из лука. Восстание охватывает Швейцарию. Власть австрийцев сломлена.

«Вильгельм Телль» занимает исключительное место в творчестве Россини: это такая же вершина среди его героико-патриотических опер, как «Севильский цирюльник» — среди комических. Здесь обобщены искания композитора, достигнут синтез драматизма и лирики, мужественного пафоса и жанризма. «Телль» — подлинно романтическое произведение, в котором, сохраняя верность итальянскому национальному характеру, певучей кантилене, Россини стремится воссоздать местный колорит, опираясь на подлинные швейцарские мелодии и ритмы. Впервые в оперном искусстве столь ярко была воплощена тема борьбы за свободу. Драматургия «Вильгельма Телля» строится на контрастном противопоставлении свободолюбивых швейцарцев и австрийских захватчиков. Многообразно и ярко раскрыты в музыке нарастание протеста, гнева, порыва к сопротивлению. Композитор преодолел условные традиционные формы в партиях хора и основных героев (в меньшей степени оригинальны партии Матильды и Арнольда). С необычайным мастерством и выразительностью воплощены образы природы; они даны в неразрывном слиянии с жизнью людей. Пейзаж не только поэтичен и красочен, природа — и могучая, грозная сила (сцена бури).

Успех спектакля в обстановке, насыщенной революционным настроением, был велик. Но вскоре вмешалась цензура, попытавшаяся путем переделки либретто ослабить взрывчатую силу произведения. Ни одна опера Россини не подвергалась таким частым и грубым искажениям. Имя героя оказалось ненавистно консерваторам, и Телль заменялся то тирольцем Андреасом Гофером, то шотландцем Валласом (Париж, 1836).

В России опера Россини была представлена впервые на сцене петербургского Большого театра 30 октября 1836 г. (по другим сведениям, 24 апреля 1838 г.) в переделке Р. Зотова под названием «Карл Смелый»; из нее было устранено все, что могло хоть сколько-нибудь напомнить о борьбе за свободу и независимость. Сходная переработка была исполнена итальянской труппой в 1846 г. На русской оперной сцене опера была возобновлена в 1861 г. (петербургский Мариинский театр; в заглавной партии — О. Петров), затем в 1864-м и 1867-м (с Г. Кондратьевым) и 1871-м (с И. Мельниковым). Ставилась она и позднее, но в искаженном цензурой виде. Даже клавир, изданный П. Юргенсоном, назван «Карл Смелый». В подлинном виде «Вильгельм Телль» был впервые исполнен в Ленинграде 23 января 1932 г. с П. Андреевым в главной роли. В годы Великой Отечественной войны его с успехом поставил Большой театр (А. Батурин — Телль). Лучшие интерпретаторы заглавной партии за рубежом — М. Баттистини и Т. Гобби. В 1930 г., к столетию первой постановки, опера была показана в «Ла Скала» (Дж. Лаури-Вольпи — Арнольд). Из последующих обращений к ней выделяются спектакль «Ла Скала» 1988 г. под управлением Р. Мути и постановка 1995 г. на фестивале в Пезаро, родном городе Россини.

А. Гозенпуд

Публикации

Главы из книг


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова