Джузеппе Тартини (Giuseppe Tartini)

04.12.2010 в 13:36.

Тартини. Соната g-moll, «Дьявольские трели» →

Джузеппе Тартини / Giuseppe Tartini

«Джузеппе Тартини, — писал Давид Ойстрах, — принадлежит к числу корифеев итальянской скрипичной школы XVIII века, искусство которых сохраняет свое художественное значение до нашего времени. В музыке Тартини, прежде всего, привлекает ее выразительность, искренность, теплота, мелодичность. Музыке этой поры присущ декламационный, речитативный характер, когда, кажется, только слов и не хватает, чтобы полностью передать воплощенные в ней чувства и переживания».

Знаменитый скрипач и композтор. Он выработал основные приемы ведения смычка, признанные всеми современными ему скрипачами Италии, Франции и вошедшие во всеобщее употребление. Ему приписывают открытие акустического явления, заключающегося в том, что два консонирующих верхних звука дают нижний отзвук, с ними консонирующий (например, малая терция ми-соль дает отзвук до на расстоянии децимы от верхней ноты ми). Эти так называемые комбинационные разностные тоны или тоны Тартини разработаны впоследствии Гельмгольцем. Кроме Тартини, на разностные комбинационные тоны обратил внимание немецкий органист Сорг (1740), которому тоже приписывают открытие этих тонов.

В 1728 г. Тартини основал школу, из которой вышло много первоклассных скрипачей. Он написал для своего инструмента много концертов и сонат, в том числе известную "Sonate du diable" или "Trille du diable", про которую он говорил, что услышал ее впервые во сне, в исполнении черта. Теоретические сочинения Тартини: "Tratatto di musica seconde lа vera scienza dell' armonia" (Падуя, 1754), "Trattato delle appoggiature" и др.

См. Фанцаго, "Orazione delle lodi di Guiseppe Tartini", "Elogi di Guiseppe Tartini" (Падуя, 1792) и биографию, написанную Гиллером, в "Lebensbeschreibungen berьhmter Musikgelehrten und Toncunstler neuer Zeit" (Лпц., 1784).

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова