Опера Пуччини «Плащ»

Il Tabarro

12.01.2011 в 19:05.
Опера Пуччини «Плащ» / Il Tabarro

Опера в одном акте. Либретто Дж. Адами.

Действующие лица:

Действие происходит в Париже в настоящее время (начало XX века).

На набережной Сены у Собора Парижской Богоматери пришвартована баржа старого Микеле, на которой он живет с молодой женой Джорджеттой. Молодые грузчики Луиджи и Линь, старик Крот и другие таскают тяжелые мешки с цементом. Джорджетта подносит всем вино и под звуки фальшивящей шарманки остановившегося поблизости бродячего музыканта танцует с ними вальс. Проходит продавец песенок, предлагая ноты горестной истории любви Мими из «Богемы». Работницы мастерских покупают их и, напевая, расходятся. Появляется тряпичница, жена Крота, и демонстрирует содержимое своего мешка. Она мечтает о маленьком деревенском домике с садиком, где они счастливо заживут с любимым котом. Мечты Джорджетты — о другом: когда Микеле откажется от речных скитаний, она будет счастлива дышать воздухом Парижа и ходить по его улицам. Луиджи, выросший в предместье, хорошо понимает ее. Оставшись наедине с Джорджеттой, он в который раз принимается уговаривать ее бросить старого мужа. Она колеблется и предлагает встретиться на барже ночью. Вернувшийся Микеле полон подозрений. Тщетно пытается он воскресить былое, вспоминая о тех днях, когда на барже стояла детская кроватка, и он укрывал дитя и жену своим широким плащом. Джорджетта уходит спать, а он не находит для нее иного имени, кроме шлюхи. Микеле размышляет о потоке жизни, несущемся, подобно вечной реке, о мести и убийстве. Появляется Луиджи, ожидающий сигнала Джорджетты. Микеле набрасывается на него в темноте, тот выхватывает нож, но Микеле душит соперника, обещая отпустить, если тот будет повторять признание в любви. Разбуженная шумом борьбы, на палубу выходит Джорджетта. Микеле накрывает труп плащом и усаживается на него. Джорджетта хочет прижаться к мужу, но тот сбрасывает плащ и тычет носом отчаянно кричащую жену в лицо мертвого любовника.

А. Кенигсберг


ПЛАЩ (Il tabarro) - опера Дж. Пуччини в 1 действии, либретто Дж. Адами по одноименной пьесе Д. Гольда. I ч. оперного Триптиха; вместе с двумя другими частями - "Сестра Анджелика" и "Джанни Скикки" - была впервые исполнена в Нью-Йорке, в театре "Метрополитен-опера", 14 декабря 1918 г.; премьера в Италии: Рим, театр "Констанци", 11 января 1919 г.; в России (в составе Триптиха) - Петербург, Мариинский театр, 17 апреля 2003 г. (под управлением В. Гергиева).

Жоржетта, молодая жена старого Микеле (у Гольда - Марсель), владельца баржи, пришвартованной к берегу Сены, уславливается со своим любовником - портовым грузчиком Луиджи (Анри), что он придет к ней ночью, когда она подаст ему знак зажженной спичкой. Микеле подозревает жену в неверности, с грустью вспоминает прошлое, когда она стояла, прижавшись к нему, а он покрыл ее своим широким плащом. Он раскуривает трубку - огонь спички ясно виден во мраке, Луиджи принимает его за условный знак и взбирается на баржу. Микеле убивает соперника и закрывает его плащом. На шум выходит Жоржетта. Микеле предлагает ей приподнять плащ.

Несмотря на то что композитор стремился выйти за рамки бытовой мелодрамы, на опере сказалось воздействие веризма, и в частности "Паяцев" Леонкавалло, - не только в ситуациях, но и в характере музыкальной драматургии. Однако есть и существенные отличия - ярко и выразительно выписанный фон (портовые рабочие, фланеры), образуемый серией жанровых сцен. Музыка уступает в непосредственности предыдущим произведениям Пуччини.

А. Гозенпуд

Публикации

Главы из книг

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова