Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Евгений Светланов (Yevgeny Svetlanov)

04.12.2010 в 13:36.

Евгений Светланов (Yevgeny Svetlanov)

Светланов очень быстро выдвинулся в число ведущих советских дирижеров. Несмотря на молодость (особенно если учесть специфику дирижерской профессии), за его плечами большой творческий путь, яркие достижения на артистическом поприще.

Музыкальное развитие Светланова в юные годы шло сразу по нескольким линиям. В 1951 году он окончил Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных. Композицией овладевал под руководством М. Гнесина, а по фортепиано его педагогом была М. Гурвич, ученица Н. Метнера. «Совместительство» характерно и для консерваторских лет: здесь Светланов занимался у Ю. Шапорина по композиции и у А. Гаука по дирижированию. Вскоре приходят первые успехи. Многим запомнилось его исполнение русской фортепианной музыки, особенно Третьего концерта Рахманинова; тогда же на концертных эстрадах прозвучали его Симфония, Рапсодия для оркестра, фортепианные пьесы и романсы.

Впоследствии Светланов продолжает выступать как пианист и композитор, но свои основные симпатии отдает дирижированию.

С 1953 года Светланов дирижирует на Всесоюзном радио; через два года становится стажером Бельшого театра Союза ССР, затем постоянным дирижером труппы и, наконец, плодотворно работает на посту главного дирижера крупнейшего музыкального театра страны (1963—1965). Театр, опера с детства привлекали к себе будущего артиста (ведь именно в Большом был солистом его отец, а мать выступала в мимическом ансамбле). И не случайно Светланов с большим увлечением отдался театральной деятельности. За время работы в Большом театре он дирижировал «Псковитянкой», «Царской невестой», «Снегурочкой», «Садко» Римского-Корсакова, «Чародейкой» Чайковского, «Русалкой» Даргомыжского, «Князем Игорем» Бородина. Так сразу определилось основное направление его творчества — русская музыка. Если добавить запись для кино «Пиковой дамы» Чайковского и «Хованщины» Мусоргского, а также концертное исполнение «Млады» Римского-Корсакова, то перед нами раскроется целая панорама русской оперной классики, которая близка интерпретаторским склонностям дирижера.

Конечно, этим не ограничивается круг его интересов. Он дирижировал «Дон Карлосом» Верди, был инициатором постановки оперы Р. Щедрина «Не только любовь» и концертного исполнения оперы В. Мурадели «Октябрь». Вместе с тем Светланов много и удачно работал в балете: «Лебединое озеро» Чайковского, «Раймонда» Глазунова, «Паганини» на музыку Рахманинова, «Ночной город» по Бартоку, «Тропою грома» К. Караева.

«В оперном жанре,— пишет о Светланове Е. Рацер,— его привлекают прежде всего произведения масштабные, монументальные. Большие хоровые сцены, которых так много в русской оперной литературе, он ведет с явным удовольствием, сочно и ярко. Он прекрасно чувствует эпос русской истории. Но к прошлому у него отнюдь не «музейный» интерес. Его влечет прежде всего внутренняя величавость образов, их мощь, сила. Их-то и берет «на вооружение» Светланов, умея услышать «голос веков» слухом современного художника. Светланов хорошо чувствует сцену. Сопоставление и чередование различных по своей эмоциональной окраске кусков возникают у него логично, подчиняясь общему развитию картины, акта».

Работая в театре, Светланов никогда не оставлял концертной деятельности. Он охотно исполняет французскую музыку — Франка, Дебюсси, Равеля. Все чаще играет Гайдна, Моцарта, Бетховена, Брамса. Первым в Мосиве он обратился к таким монументальным сочинениям, как Седьмая симфония Малера, оратория «Жанна д'Арк на костре» Онеггера. Однако и на концертной эстраде отчетливо проступают симпатии артиста, связанные с русской музыкой — как классической, так и современной.

Почти все богатство русской симфонической классики знакомо слушателям в интерпретации Светланова. Ему сродни национальный дух Глинки и Мусоргского, эпическая ширь симфонизма Бородина, философские раздумья Чайковского (мировое признание получила его интерпретация всех симфоний Чайковского, запечатленная на пластинках), красочная палитра Римского-Корсакова, лирическая проникновенность Глазунова, пламенная страстность Скрябина, тонкий интеллектуализм Метнера. И конечно, Рахманинов, который был и остается одним из любимых его авторов. В рецензии на рахманиновский цикл Светланова в 1966 году журнал «Советская музыка» писал: «Светланов — обладатель счастливого сочетания двух качеств: умения вылепить деталь, придать ей своеобразие и выразительность и в то же время ощутить, схватить, сконструировать целое... Светланову свойственно... чувство кульминации. Определив высшую точку эмоционального накала, динамический центр всего произведения, он идет к нему с необычайной последовательностью и целеустремленностью: завершает уход с этой высшей точки эмоционального взрыва удивительно пластично и законченно».

За последнее время, а особенно став главным дирижером Государственного симфонического оркестра Союза ССР (1965), Светланов все настойчивее обращается к советской музыке. В его программах — произведения Н. Мясковского и Д. Шостаковича, С. Прокофьева и Д. Хачатуряна, Г. Свиридова и В. Шебалина, Ю. Шапорина и Л. Книппера, Р. Щедрина и А. Эшпая... Советскую музыку Светланов пропагандирует как в Москве, так и во время многочисленных гастрольных поездок. Его выступления с успехом проходили в Италии, Англии, США, Нидерландах, Чехословакии, Японии, ФРГ и других странах.

Л. Григорьев, Я. Платек, 1969


С 1955 работал в Большом театре (в 1963-65 главный дирижер), среди постановок "Царская невеста" (1955), "Чародейка" Чайковского (1958), "Не только любовь" Щедрина (1961), "Отелло" (1978). В 1970 в Большом театре под управлением Светланова была исполнена 9-я симфония Бетховена (в год 200-летия со дня рождения композитора). С 1965 художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра СССР. С 1979 выступал с Лондонским симфоническим оркестром. Гастролировал за рубежом (в том числе в 1964 в Ла Скала с труппой Большого театра). Автор симфонической, камерной музыки. Среди записей оперы "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" (солисты Калинина, Райков, Пьявко, Le Chant du Monde).

Е. Цодоков

Ссылки по теме

Публикации

Записи


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова