Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Александр Спендиаров (Alexander Spendiarov)

04.12.2010 в 13:34.

Александр Афанасьевич Спендиаров / Alexander Spendiarov

Родился в 1871 году в Крыму. Рано проявившиеся способности ребенка были замечены матерью, обладавшей большой музыкальностью. С девятилетнего возраста мальчик начал обучаться музыке (фортепиано, а затем скрипка). Однако эти занятия еще не имели целью будущую профессиональную специализацию композитора. Его замечательное дарование впервые в полной мере оценил известный русский музыкант Н. С. Кленовский, но это было уже тогда, когда Спендиаров был студентом Московского университета, а Н. С. Кленовский руководил студенческим оркестром университета.

Важнейшим моментом биографии Спендиарсва была встреча с великим русским композитором Н. А. Римскнм-Корсаковым, музыку которого Спендиаров очень любил. Н. А. Римский-Корсаков не только высоко оценил талант молодого музыканта, но и выразил согласие руководить его занятиями композицией. Эти занятия, как и личное общение с великим композитором, очень расширили художественный диапазон Спендиарова. Не случайно ему удалось избежать весьма распространенных в начале века влияний упадочного модернизма. Традиции русской классики, воспринятые непосредственно от одного из наиболее ярких ее представителей, уберегли молодого композитора от серьезных творческих опасностей и воспитали в нем здорового художника-реалиста.

Широкую известность произведения Спендиарова приобрели уже в начале XX века. В 1901 году с большим успехом исполнялась его «Концертная увертюра», многие сочинения публиковались различными издательствами. Исполненная в Петербурге в 1905 году превосходная симфоническая картина «Три пальмы» вызвала одобрение виднейших представителей русской музыки и музыкальной критики. На протяжении ряда последующих лет — вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции — многие произведения Спендиарова (самых различных жанров, в особенности же симфонические сюиты, романсы и оркестровые миниатюры) еще более упрочили популярность композитора среди широкой массы концертных слушателей.

Уже в первые годы после установления Советской власти Спендиаров задумал создание монументального произведения на темы исторического прошлого армянского народа. Выбор композитора остановился на сюжете поэмы замечательного армянского поэта Ованеса Туманяна «Взятие Тмкаберта». Так возник замысел оперы «Алмаст».

За ее сочинение Спендиаров взялся еще в годы гражданской войны, в Крыму, но закончил оперу уже после переселения в Армению, в Ереван, в 1924 году.

Александр Афанасьевич Спендиаров безвременно скончался в 1928 году, в расцвете творческих сил. Некоторые дополнения к «Алмаст», оказавшиеся необходимыми для ее сценической редакции при подготовке к показу в Москве на декаде армянского искусства, были осуществлены на основе музыкального материала А. А. Спендиарова его другом — композитором М. О. Штейнбергом.

Произведения


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова