Опера Беллини «Сомнамбула»

La Sonnambula

12.01.2011 в 15:58.

СОМНАМБУЛА (La sonnambula) - опера В. Беллини в 2 действиях, либретто Ф. Романи. Премьера: Милан, театр "Каркано", 6 марта 1831 г., затем - Лондон и Париж (1831), Мадрид, Вена и Дрезден (1834), Прага и Нью-Йорк (1835) и т. д.

Действующие лица:

Действие происходит в швейцарской деревне в настоящее время (1820-е годы).

Женни Линд в роли Амины

В швейцарском селении царит веселье: любимица деревни Амина обручается с Эльвино. Он приносит в дар невесте земли, дом, честное имя, она — только любящее сердце. Одна лишь Лиза, влюбленная в Эльвино, не присоединяется к всеобщим пожеланиям счастья обрученным. Вместе с крестьянами с гор спускается Ассио. Он уверен, что недалек и день его свадьбы с Лизой. Эльвино надевает на палец невесты кольцо и дарит ей фиалки. Внезапно слышится конский топот, щелканье бича: появляется граф Рудольф, покинувший родные места еще в юности и теперь скрывающий свое имя. Лиза предлагает ему провести ночь в ее гостинице. Граф восхищен красотой Амины. Его любезные слова вызывают зависть Лизы и ревность Эльвино. Наступает ночь, все спешат разойтись: их пугает призрак, спускающийся по ночам с гор — бледная дева в белом саване. Граф смеется над суеверием и надеется рассеять страхи простолюдинов. Амина и Эльвино остаются одни, его ревность прорывается с новой силой, он ревнует ее ко всем и вся: к ветру, солнцу, реке.

Ночью в гостинице Рудольф ухаживает за кокетливой хозяйкой, которая сразу узнала в нем владельца деревни. Шум за окном заставляет ее уйти, второпях она роняет шаль. Окно распахивается, и появляется белый призрак. Это Амина. Она медленно, словно во сне, движется по комнате и зовет Эльвино. Граф понимает, что перед ним сомнамбула, а Лиза, наблюдающая из соседней комнаты, уверена, что Амина пришла на свидание к графу. Отказавшись от намерения воспользоваться беспомощностью Амины, Рудольф покидает комнату через окно. Амина ложится на кровать и засыпает. Входят крестьяне, приветствующие возвращение своего сеньора. Заметив спящую Амину, они со смешками отступают, а Лиза приводит Эльвино. Тот не может поверить глазам. Проснувшаяся Амина не понимает, где она и что происходит. Эльвино в гневе разрывает помолвку, все осуждают изменницу; лишь Тереза встает на защиту приемной дочери.

Лес близ фермы Эльвино. Крестьяне отправляются в замок: пусть граф объяснит им, как могла чистая и любящая Амина оказаться изменницей. Тереза с Аминой тоже собрались идти к графу за справедливостью. Но измученная горем девушка не в силах двигаться дальше. Увидев Эльвино, печально бродящего по дорогим его сердцу местам, она напрасно умоляет возлюбленного поверить в ее невиновность. Он срывает подаренное Амине кольцо и убегает в отчаянии, не слушая вернувшихся из замка крестьян.

Возле мельницы Алессио убеждает Лизу ответить на его любовь — ведь ей не стать женой Эльвино, он скоро убедится в невиновности Амины. Однако Лиза продолжает надеяться, и не напрасно: крестьяне поздравляют ее с близкой свадьбой. Эльвино приносит Лизе свои извинения: он забыл ее, познакомившись с Аминой и поверив в ее чистоту, но теперь, узнав об измене, предлагает Лизе немедленно отправиться в церковь венчаться. Появившийся Рудольф клянется честью, что Амина невинна, и рассказывает о сомнамбулах. Но ни простодушные крестьяне, ни ревнующий Эльвино не верят ему. Тереза обвиняет Лизу во лжи и показывает оставленную ею в комнате графа шаль. Эльвино потрясен: неужели и в Лизе не нашел он женщины верной и честной? В окне мельницы показывается Амина. Она подходит к колесу, полусгнившая доска ломается, и девушка едва не падает в воду; у всех вырывается крик ужаса. Амина же в сомнамбулическом сне не замечает ничего: ей видится Эльвино, готовящийся к свадьбе с Лизой. Амина молит Творца дать ему счастье, хотя он и разбил ее сердце. На ее руке уже нет подаренного им кольца, а другой его дар — букетик фиалок — завял на ее груди. Эльвино мучительно слышать эти слова, но он боится внезапным возгласом или движением погубить сомнамбулу. Граф помогает ему советами, и когда в мечтах Амина видит жениха, возвращающего кольцо, Эльвино действительно надевает ей кольцо на палец и падает перед ней на колени. Амина пробуждается в объятьях приемной матери, и Эльвино ведет невесту в храм. Все славят Амину, ставшую еще прекраснее после пережитых страданий.

А. Кенигсберг


Карл Брюллов. Портрет Фанни Персиани-Такинарди в роли Амины в опере Беллини «Сомнамбула». 1834

Тема оперы заимствована из водевиля Э. Скриба и Ж. Омера "Сомнамбула" ("Невеста-лунатик"), с успехом шедшего на парижской сцене и перенесенного на русскую почву А. Шаховским ("Женщина-лунатик"). Этот водевиль послужил основой для балета "Сомнамбула" Ф. Герольда (1827), а из балета попал на оперную сцену.

Богатый крестьянин Эльвино обручился с сиротой Аминой, приемной дочерью мельничихи Терезы. Все, кроме хозяйки гостиницы Лизы, неравнодушной к Эльвино, рады предстоящему браку. В село приезжает помещик, граф Родольфо, который, к неудовольствию Эльвино, ухаживает за Аминой - впрочем, безуспешно. Он поселяется в гостинице и хочет вознаградить себя за неудачу, приволокнувшись за Лизой. Неожиданно через открытое окно, озаренное месяцем, в комнату графа входит в состоянии лунатизма Амина и ложится на его постель. Лиза, уронив свой платок, убегает. Собираются жители села. Все убеждены в том, что Амина - любовница графа. Эльвино не слушает ее оправданий и назло ей готов жениться на Лизе. Тщетно граф убеждает крестьянина в невинности его невесты. Когда мельничиха показывает ему найденный в комнате графа платок Лизы, Эльвино окончательно теряется. Из окна мельницы выходит в белой одежде Амина - снова в состоянии лунатизма. Она ступает на шаткий мостик и уверенно идет по нему, в то время как толпа с волнением следит за ней. Амина опускается на землю и горько жалуется на жениха, который не захотел ей поверить. Эльвино убеждается в неосновательности своих подозрений и надевает невесте обручальное кольцо. Амина просыпается в объятиях жениха.

В опере правдиво переданы чувства героев, мастерски воссоздана обстановка села, романтика природы, картины крестьянского быта. Напевная, ясная мелодика, чуждая сентиментальности, волновала слушателей. Все действующие лица: кроткая, мечтательная и чистая Амина; страстная, пылкая Лиза; любящий и ревнивый, порывистый Эльвино; фатоватый, Но, в сущности, добродушный граф - живые, яркие характеры. Простота, ясность, эмоциональная доходчивость, демократизм музыки завоевали опере с первого спектакля любовь слушателей. Успеху способствовали исполнители во главе с Дж. Пастой и Дж. Рубини. Присутствовавший на миланской премьере М. Глинка так описывает свое впечатление: "В конце карнавала наконец явилась всеми ожидаемая "Sonnambula" Беллини. Несмотря на то что она появилась поздно, невзирая на завистников и недоброжелателей, эта опера произвела огромный эффект. В немногие данные до закрытия театров представления Паста и Рубини, чтобы поддержать своего любимого маэстро, пели с живейшим восторгом: во втором акте сами плакали и заставляли публику подражать им, так что в веселые дни карнавала видно было, как в ложах и креслах беспрестанно утирали слезы".

Впервые в России опера Беллини была представлена в 1834 г. в Петербурге немецкой труппой, в 1836-м - итальянцами в Одессе; на русской сцене (под названием "Невеста-лунатик") - 17 мая 1837 г. в Петербурге, в спектакле участвовали: О. Петров - Граф, М. Степанова - Амина, Л. Леонов - Эльвино, С. Биркина (Каратыгина 2-я) - Лиза. В 1843 г. вместе с русскими певцами выступил в партии Эльвино ее первый исполнитель Дж. Рубини. За годы существования итальянской оперы в Петербурге (1843-1885) "Сомнамбула" не уходила из репертуара. В ней выступали П. Виардо, А. Патти, М. Земрих (Амина); Дж. Рубини, М. Марио, Э. Кальцолари, Э. Ноден, А. Мазини (Эльвино); А. Тамбурини, Дж. Ронкони, К. Эверарди, Ф. Уэтам (Граф) и др. Лучшая исполнительница партии Амины - П. Виардо. В 1856 г. "Невеста-лунатик" снова была поставлена на русской сцене в Петербурге с участием И. Сетова, Е. Семеновой, О. Петрова. В 1866 г. Сетова сменил Ф. Комиссаржевский, О. Петрова - М. Сариотти, Е. Семенову - А. Бюдель. В 1897 г. состоялось возобновление спектакля. Вновь Мариинский театр обратился к "Сомнамбуле" спустя столетие - в 1998 г. (премьера - 21 ноября, под управлением Дж. Нозеды). Из числа выдающихся зарубежных постановок следует назвать спектакль "Ла Скала" в Милане (1955, под управлением Л. Бернстайна, режиссер Л. Висконти; М. Каллас - Амина).

А. Гозенпуд

Записи

Публикации

Главы из книг

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова